Участники международного фестиваля
«Шедевры ЮНЕСКО на земле Олонхо» в 2008 и 2012г.



Искусство акынов- киргизских сказителей эпосов

akun 46a62Искусство акынов- киргизских сказителей эпосов. Наиболее распространенная форма культурного выражения среди киргизских кочевников - народный эпос. Искусство акынов, киргизских сказителей, сопровождается песнями, импровизацией и музыкальными композициями. Произведения киргизского эпоса, исполняемые на религиозных и семейных церемониях и национальных праздниках, сохранялись на протяжении многих веков благодаря их устной передаче.

Ценность киргизского эпоса в значительной степени заключена в его драматических сюжетах и философском подтексте. Они представляют собой устную энциклопедию киргизских общественных ценностей, культурных и исторических знаний. Наиболее известное киргизское эпическое произведение это трилогия «Манас», созданное примерно 1000лет назад.

Подробнее...
 

Азербайджанский мугам

mugam b308dАзербайджанский мугам- один из основных жанров азербайджанской традиционной музыки, многочастное вокально-инструментальное произведение. Мугам — это также общее название ладов азербайджанской музыки. Мугаму характерен импровизационный тип мелодического развертывания на основе определенного мугам-лада. Мугам исполняются как полностью (дестгях), так и по частям певцом-солистом (ханенде) с инструментальным сопровождением или в виде сольных инструментальных произведений (на таре, кеманче и др.).

Мугам считается азербайджанской разновидностью практики музицирования, распространенной в культурах Ближнего и Среднего Востока азербайджанский мугам по ряду общих художественных черт роднится с такими восточными музыкальными традициями, как турецкие таксимы, иранские дестгяхи, уйгурские мукамы, узбекско-таджикские шашмакамы, арабские нубы, индийские раги и др. Мугам воспринимается азербайджанцами как одна из главных культурных ценностей, составляющих основу национального самосознания народа.

Подробнее...
 

Игра на дудуке

duduk 21444Игра на дудуке - язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент с двойной тростью. Представляет собой трубку с 9-ю игровыми отверстиями.В Армении дудук также известен как циранапох, что дословно может быть переведено как «абрикосовая труба», либо «душа абрикосового дерева». Дудук состоит из трубки и съёмного двойного язычка (трости). Средняя длина трубки составляет 32 см, длина трости 12 см. На передней поверхности дудука имеется восемь отверстий, на задней поверхности — одно.

Звук образуется в результате вибрации двух тростниковых пластин и регулируется посредством изменения давления воздуха на язычок инструмента, а также закрывания-открывания игровых отверстий. Трость, как правило, снабжена колпачком и имеет регулятор тона для подстройки. С прижатием регулятора достигается повышение тона, при его ослаблении тон понижается.

Подробнее...
 

Монгольское песнопение Уртын дуу (Монголия)

yrtundyy ee598Монгольское песнопение Уртын дуу (Монголия) - Уртын дуу или «протяжная песня», является одной из двух основных форм монгольских песен, другая форма – так называемая «короткая песня» (богино дуу). Ритуальная форма выражения, связанная с важнейшими событиями и праздниками, Уртын дуу играет определенную почитаемую роль в монгольском обществе. Она исполняется во время свадеб, новоселья, в связи с рождением ребенка, при клеймении жеребенка и других событий, отмечаемых монгольскими кочевниками. Уртын дуу можно также услышать на Наадаме – празднике, включающем борьбу, стрельбу из лука и конные соревнования.

Уртын дуу- это лирическое песнопение, которое характеризуется многочисленными украшениями мелодии, исполняемой высоким мужским голосом с очень широким вокальным диапазоном, и свободной композицией. Восходящая мелодия медленная и спокойная, тогда как ритм нисходящей мелодии более оживленный. В исполнении и композициях Уртын дуу нашел свое отражение образ жизни монгольских кочевников- скотоводов, пасущих свои стада на пастбищах предков.

Подробнее...
 

Традиционная музыка Морин-хуур (Монголия)

morinxuur 4f5aeТрадиционная музыка Морин-хуур (Монголия). Двухструнный смычковый инструмент морин-хуур является частью культуры монгольских кочевников.

Описание струнных инструментов, украшенных лошадиными головами, встречается в письменных источниках, относящихся к Монгольской империи XIII-XIV вв. Для кочевников морин-хуур – это больше, чем просто музыкальный инструмент, потому, что он составляет неотъемлемую часть их обрядов и повседневной жизни.

Художественное оформление инструмента тесно связано с важнейшим культом лошади. К трапециевидному корпусу, полому внутри, присоединен безладовый гриф, украшенный на конце резной головой лошади. Сразу под головой располагаются два колка. Резонансная дека обтянута кожей, а струны и смычок изготовлены из конского волоса. При скольжении смычка по струнам возникает характерный звук инструмента. Обычно на морин-хуур солируют, но иногда под его музыку танцуют или поют протяжные песни (уртын дуу), рассказывают мифические сказания, совершают обряды и занимаются повседневными делами, как правило, связанными с лошадьми.

Подробнее...
 


Страница 2 из 4

Иван Шакуров

И.Ю. Пестряков

Поиск