В начале 20-го века в каждом якутском селении насчитывалось по несколько олонхосутов. Профессиональные олонхосуты обычно были бедными людьми. Они тратили очень много времени на заучивание текста, на прослушивание других олонхосутов, длительные тренировки в пении и декламации. Из-за этого – им некогда было следить за своим хозяйством, а за исполнение им платили немного, обычно натурой: мясом, маслом, зерном. Известны великие олонхосуты прошлого - «суперзвезды» своего времени, такие, как: Табаахырап, Чээбий, Говоров, Кынат, Тонг Суорун.



ИННОКЕНТИЙ ИВАНОВИЧ БУРНАШЕВ-ТОҤ СУОРУН

ИННОКЕНТИЙ ИВАНОВИЧ БУРНАШЕВ-ТОҤ СУОРУН

ton suorun 6ebbaБурнашев Иннокентий Иванович-Тоҥ Суорун (1868-1945) — сказитель-олонхосут. Член СП СССР с 1939 г.
Родился в Мегино-Кангаласском улусе. Тоҥ Суорун знал и исполнял 10 олоҥхо, около 20 народных сказок, 30 преданий.
Накануне первой конференции якутских писателей (декабрь 1934 г.) было записано олонхо И. Бурнашева-Тоҥ Суорун "Дыырай богатырь".
В творчестве сказителя четко выступают традиционные особенности народно-поэтического мышления. Поэтический сказ "Песнь Октября" — талантливая импровизация на современную тематику.
Патриотические песни И. Бурнашева вошли в коллективный сборник народных сказаний о Великой Отечественной войне "Кырдьык кыайар" ("Правда побеждает") в 1945г.

Подробнее...
 

НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ АБРАМОВ-КЫНАТ

НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ АБРАМОВ-КЫНАТ

kunat 0fd96Абрамов Николай Алексеевич-Кынат (1861—1941) — сказитель-олонхосут. Член СП СССР с 1939 г.
Родился в Мегино-Кангаласском улусе. Обладал удивительным даром импровизации, мастерски исполнял олонхо и воссоздавал их по своим, оригинальным идейно-художественным замыслам, Постоянно занимал первые места на республиканских состязаниях народных сказителей, олонхосутов и певцов, неизменно демонстрируя свое исполнительное превосходство среди олонхосутов, выступавших на рубеже 30-х и 40-х годов.
Со слов Н. Абрамова были записаны три полных текста олонхо: "Көҥүл Буурай", "Тойон Ньургун", "Харалаан Мохсоҕол"; несколько сказок: "Таал-таал" "Быакаанныыр ыаһах" и др., а также многие песни-импровизации.
Крупное произведение Абрамова-Кыната "Төрөөбүт Ийэ дойдум" ("Страна — мать родная"), записанное в 1938 г., замечательно силою изображения и пользовалось популярностью.

Подробнее...
 

ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ НОВИКОВ-КҮННҮК УУРАСТЫЫРАП

ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ НОВИКОВ-КҮННҮК УУРАСТЫЫРАП

urastuurap 07d49Новиков Владимир Михайлович-Күннүк Уурастыырап (09.05.1907— 30.04.1990) — народный поэт РС (Я). Член СП СССР с 1938 г.
Родился в Амгинском улусе. В 1942 г. окончил факультет языка и литературы Якутского пединститута.
Работал в редакциях газет "Кыым", 'Эдэр большевик', "Бэлэм буол", редактором Якутского книжного издательства, главным редактором музыкально-драматических передач Радиокомитета, главным редактором альманаха "Хотугу сулус", заместителем председателя правления СП Якутии.
Писать начал с 1925 г. В 1932 г. вышла книга "Уһуктубут кыраайга" ("В пробужденном крае"), включающая стихи 20-х гг., многие из которых стали массовыми песнями.
"Коммунист Семен" — одно из крупных произведений якутской советской поэзии. Его герой — выходец из народных масс, участник гражданской войны, еще в юности вовлеченный в революционное движение политическими ссыльными. В поэме отображена романтика свободного труда вчерашних батраков и бедняков, ставших полноправными хозяевами своей жизни. Ярки описания якутской природы.

Подробнее...
 

ПЛАТОН АЛЕКСЕЕВИЧ СЛЕПЦОВ-ОЙУУНУСКАЙ

ПЛАТОН АЛЕКСЕЕВИЧ СЛЕПЦОВ-ОЙУУНУСКАЙ

oiunskii dc3cbСлепцов Платон Алексеевич-Ойуунускай (10.11.1893-31.10.1939) – основоположник якутской советской литературы, поэт, прозаик, драматург, филолог.
Родился в Таттинском улусе. В 14 лет поступил в сельскую школу. После окончания ее переехал в г. Якутск, где учился в учительской семинарии. Начало революционной и литературной деятельности относится к марту 1917 г. Тогда же, по заданию Ем. Ярославского, написал стихотворение "Үлэһит ырыата" ("Песня труженика"), ознаменовавшее собой рождение якутской советской поэзии.
Поэтическое творчество П. Слепцова-Ойуунуского неразрывно связано с его революционной и общественной деятельностью. После "Песни труженика" он перевел на родной язык "Песню о Соколе" М. Горького, написал в 1919 г. свое боевое послание другу М.К. Аммосову – стихотворение "Син-биир буолбаат?" ("Не все ль равно?") и работал над драматической поэмой "Кыһыл ойуун" ("Красный шаман"). В декабре 1921 г. перевел "Интернационал". В поэзии П.Слепцова-Ойуунуского отражены все основные события революционного преобразования и социалистического строительства в Якутии.

Подробнее...
 

АЛЕКСЕЙ ЕЛИСЕЕВИЧ КУЛАКОВСКИЙ-ӨКСӨКҮЛЭЭХ ӨЛӨКСӨЙ

АЛЕКСЕЙ ЕЛИСЕЕВИЧ КУЛАКОВСКИЙ-ӨКСӨКҮЛЭЭХ ӨЛӨКСӨЙ

oksokyleex 46200Кулаковский Алексей Елисеевич-Өксөкүлээх Өлөксөй (04.03.1877-06.06.1926) – один из основоположников якутской литературы.
Родился в Таттинском улусе.
В 1900 г. написал стихотворение "Байанай алгыһа" ('Заклинание Байаная") – считающееся первым произведением якутской письменной художественной литературы.
Самобытный талант Кулаковского опирался на устное народное творчество и русскую классическую литературу. Им созданы десятки стихотворений и поэм. По масштабности, философичности и образности языка особое место в творчестве Кулаковского занимает поэма "Ойуун түүлэ" (Сновидение шамана") (1910), являющаяся плодом глубоких, длительных раздумий поэта над судьбами родного народа и острейшими проблемами современного ему мира.

Подробнее...
 


Страница 6 из 7

Иван Шакуров

И.Ю. Пестряков

Афиша

"Туйаарыма Куо" (Китай) в исполнении Пекинского театра опера Куньцю
«Светлоликая Туярыма Куо» пьеса П.А. Ойунского созданная по сюжету олонхо «Нюргун Боотур Стремительный». История...

Поиск