В начале 20-го века в каждом якутском селении насчитывалось по несколько олонхосутов. Профессиональные олонхосуты обычно были бедными людьми. Они тратили очень много времени на заучивание текста, на прослушивание других олонхосутов, длительные тренировки в пении и декламации. Из-за этого – им некогда было следить за своим хозяйством, а за исполнение им платили немного, обычно натурой: мясом, маслом, зерном. Известны великие олонхосуты прошлого - «суперзвезды» своего времени, такие, как: Табаахырап, Чээбий, Говоров, Кынат, Тонг Суорун.



 

Николай Петрович Тарасов

Николай Петрович Тарасов

Тылынан уус-уран айымньыны тарҕатааччы, норуот ырыаһыта, оһуохайдьыта, хоһоонньута, төрөөбүт сахатын норуотун фольклорун пропагандалааһыҥҥа бэрт өртөн кыттар, уус-уран самодеятельность ветерана, киһи-аймах духуобунай культуратын чыпчаала буолбут олоҥхону толорооччу Николай Петрович Тарасов 1928 с. ахсынньы 21 күнүгэр күн сирин көрбүтэ. Биһигин ыйаабыт сирэ Хадаар нэһилиэгэ “Үрүҥ Күөл” куулатын үрдүгэр “Локуоруку” диэн кыараҕас алаас. Колхуостаах 4 оҕолоох Петр Игнатьевич, Анастасия Дмитриевна Тарасовтарга үһүс оҕонон күн сирин көрбүтэ. Кини дьоллоох оҕо сааһа аҕата өлөн эрдэ быстыбыта. Ийэтэ иккистээн Хайахсыт киһитигэр Филиппов Михаил Степановичка (Солуомапка) кэргэн тахсарыгар, кыракый 4 саастаах уолу, аҕатын аймахтарыгар Хадаарга хаалларбыта. Абаҕатын аахха олорон тулаайах кыһалҕатын билбэтэҕин да иһин, ийэтин ахтарын күн бүгүҥҥэ диэри долгуйбакка эрэ кыайан кэпсээбэт.Маачаха аҕата Советскай былаас саҕаланыытыгар кыһыл этэрээккэ саллааттаабыт,колхуоска хара үлэһит,булчут,кыайыгас.өйдөөх тыллаах,аҕыйах саҥалаах,улахан көрүҥнээх киһи эбит.1942 с. саас ыһыыга суха тутабын диэбитин,атынан тараахта тартар диэн модьуйбуттар.

Подробнее...
 

Григорьев Иван Алексеевич

Григорьев Иван Алексеевич родился в 16 октября 1938 года Мукучуннском наслеге Кобяйского района.После окончания средней школы в 1962 году поступил в Вилюйское педучилище . В 1964 г. после успешного окончания училища был направлен учителем математики в общеобразовательную школу с.Телиги Мегино-Кангаласского района. Закончил заочно биолого-географический факультет ЯГУ , учитель географии старших классов, В 1976-79г.г. завуч школы, 1979-1983г.г. директор шоклы, секретарь партийной ячейки села. С 1983г. председатель профкома Нахаринского совхоза, заместитель председателя исполкома с.Хочо, затем глава Нахаринского 2-го наслега. . с 1991-2005 г.г. учитель Телигинской школы.

С 2005 года занимается изучением, распространением, исполнением олонхо. Иван Алексеевич исполнитель олонхо П.А.Ойунского «Дьулуруйар Ньургун Боотур». В течении 6-7 часов может исполнять олонхо.

Подробнее...
 

Петр Саввич Олесов - Күөх Бүөтүккэ

Олонхосут Петр Саввич Олесов - Күөх Бүөтүккэ родился в Сыгатском наслеге Усть-Алданского района в 1868 году в семье бедного крестьянина.
Отец Савва Максимович тоже был известным олонхосутом. В семье было трое детей, Петр был единственным сыном.
Старшая сестра Хобороос была удаганкой, а младшая сестра была многодетной матерью. Сам Петр Саввич пел якутские народные песни с 15 лет.
Женился на Ефросинье Михайловне Никифоровой, единственной сестре первого костореза, члена Союза художников Якутии Дмитрия Михайловича Никифорова - Дабайааҥкы, который учился в Японии и в Москве. У них было 6 детей, 2 сыновей не вернулись с войны, один не вернулся с трудового фронта. От троих дочерей много внуков, пра и праправнуков, которые живут, работают и учатся в Америке, во Франции, Австрии, в Санкт-Петербурге и во многих районах нашей республики.

Подробнее...
 

В.И. Иванов - Чиллэ Баһылай

6edecab 75a63В.И. Иванов родился 4 октября 1950 года в отдаленной местности верховья речки Чиллэ Хорулинского наслега Нюрбинского улуса, что является самым глухим уголком большого улуса с развитой инфраструктурой. При знакомстве с ним, он рассказал мне о своих предках: «Не находя общего языка со знаменитым тойоном Тыгын Дарханом Буланкый ботур с братом своим Наларом в числе многих отщепенцев во главе с легендарной Ньырбакан, прародительницей нюрбинцев, отправились осваивать долину реки Вилюй. Во время перехода через речку Марху, братья решили пойти вдоль речки Марха, и остановились в местности, которую до сих пор называют «Буланкый». Налар, брат Буланкый ботура, поселился на берегу большого озера Элиптэн. Он имел трех сыновей СэлиэЬэ, Чамчан и Нюркан.
СэлиэЬэ был знаменитым косарем. Он женился на местной якутке, которая родила ему сына. Сын позднее стал известным тойуксутом и олонхосутом. Он имел псевдоним Ырыа Дьурустаан. Внук Ырыа Дьурустана стал белым шаманом (Айыы Ойууна). Этот шаман рассказывал, что имеет связь с водной стихией и его тотемной птицей является гагара (Таллан куо5ас). В период большой засухи он мог вызвать дождь, ливень, чем не раз спасал своих сородичей от голода. За это его очень уважали и возносили. Хотя он жил в XIX в., и его прах давно покоится в родной земле, по свидетельству местных жителей, он до сих пор помогает людям.

Подробнее...
 


Страница 1 из 7

Иван Шакуров

И.Ю. Пестряков

Афиша

"Туйаарыма Куо" (Китай) в исполнении Пекинского театра опера Куньцю
«Светлоликая Туярыма Куо» пьеса П.А. Ойунского созданная по сюжету олонхо «Нюргун Боотур Стремительный». История...

Поиск