Театр масок

sulgu uola 1 54653В начале февраля в малом зале Саха театра состоялась премьера, объединившая в единое целое театральное искусство, музыку и олонхо. Синтез-спектакль, поставленный по произведению известного олонхосута Иннокентия Бурнашева -Тон Суоруна, «Сылгы уола Дыырай бухатыыр» («Сын жеребца Богатырь Дыырай», - прим.авт.) пришелся очень по душе зрителю. Улыбки, смех и искренние переживания школьников, которых было в зале намного больше, подарили молодому режиссеру Динисламу Тутаеву и актерам такое же незабываемое впечатление.

Олонхосут, сказитель и народный певец Иннокентий Иванович-Тон Суорун знал и исполнял около 10 олонхо, 20 народных сказок и 30 преданий. Еще юношей он был заворожен этим традиционным искусством и специально ходил слушать исполнения знаменитых олонхосутов. Он вырос в этой среде, наполненной удивительными образами якутского фольклора, и нашел в ней вдохновение, выбрав путь словесного искусства. Став писателем, Иннокентий Бурнашев написал немало произведений, многие из которых вошли в коллективные сборники и обрели популярность. Но, самое главное, он смог сохранить в своих работах наши многовековые традиции, ведь Тон Суорун жил одной жизнью, мыслями и чувствами со своим народом. Будучи носителем древней памяти, в своих словесномузыкальных импровизациях он мог взволновать слушателя и заставить его переживать вместе с ним.
sulgu uola 2 ad45cТа магия, которую когда-то создавал Иннокентий Иванович-Тон Суорун, смогла найти свое отражение на современной сцене, сохранив традиционный стиль сказания, и обрести новое изображение в темных тонах театральных кулис и деревянных узорах выструганных лиц. Примечательно, что исполнителем олонхо был не кто иной, а сам внук Тон Суоруна - Николай Баишев. Он был центром и основой спектакля. Импровизируя, сказитель вел зрителя за собой и уводил все дальше от каменных реалий – в удивительную параллель мифологических миров, эпическую эпоху распрей и подвигов. Туда, где под тенями падающего света маски обретали жизнь и превращались в темных и светлых героев.
Так, каждый персонаж, традиционно исполняемый всего одним сказителем, существовал и играл отдельно от словесного мастера. Появляясь на сцене друг за другом, актеры надевали свои маски-образы и превращались в мифологических персонажей. Под национальную музыку бубна, кырыымпы (якутской скрипки, – прим.авт.) и других традиционных инструментов эти маски жили своей жизнью, удивляя и пугая зрителя, и все больше завораживая его внимание. Как отметил режиссер Динислам Тутаев, постановка, идея с масками и даже музыкальное оформление были придуманы самими артистами. Узнав, что они умеют играть на национальных инструментах, он был приятно удивлен.
Когда спектакль подошел к концу, зал наполнили восторженные овации. Дети, вдохновленные олонхо, стали фотографировать понравившиеся маски, а самые смелые даже примерили эти мистические лики. И деревянные улыбки засмеялись теплым детским смехом.

sulgu uola 3 b6bd6sulgu uola 4 ea9dc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Текст и фото BBKing

Источник: Press.Ykt.Ru

 

Вернуться назад  

Иван Шакуров

И.Ю. Пестряков

Афиша

Мы Открылись! Театр Олонхо приглашает на спектакли-олонхо
Мы Открылись! Театр Олонхо приглашает на спектаклиолонхо в постановках Гаврила Менкярова «Ала Булкун» 23 декабря...
Олоҥхо тыйаатыра олоҥхо дьиктилээх-алыптаах эйгэтигэр ыҥырар!
Олоҥхо тыйаатыра Өксөкүлээх Өлөксөй аатынан Норуоттар доҕордоһууларын Дьиэтигэр бар дьонун олоҥхо дьиктилээхалыптаах эйгэтигэр ыҥырар!Ол курдук...

Поиск