Валентина Постникова о премии «Золотая маска», «Воительнице Джырыбына» и будущем театра Олонхо

E5A9AC4B 7F6C 42E2 826C 8EA993B616E6 8a58cСпектакль театра Олонхо «Воительница Джырыбына» номинирован на четыре номинации национальной театральной премии «Золотая маска». Коллектив ждёт объявлений итогов. В интервью ЯСИА помощник исполнительного директора Валентина Постникова рассказала о легендарной женщине, уличных перформансах в Москве и вере зрителя в искренность артистов.

«Воительница Джырыбына» представлена на «Золотой маске» в четырех номинациях – «Лучший спектакль в драме (большая форма)», «Лучшая работа режиссёра», «Лучшая работа художника» и «Лучшая работа художника по костюмам».

Помощник исполнительного директора театра Олонхо Валентина Постникова рассказала ЯСИА об участии в проектах «Золотой маски». Ездили составом из 36 человек – культурный десант из артистов, режиссёра, художников, администраторов и многих других.

Церемония награждения премии состоится 15 апреля в Москве. Тогда станет известно, победит ли якутский спектакль в номинациях «Золотой маски».

7D99E67D E60D 44F7 A342 A2AD2956E8C3 57749— Расскажите, как московские критики отнеслись к нашему спектаклю?

— Московские критики приехали в Якутию оценить «Воительницу Джырыбына» как номинанта премии. Они посмотрели спектакль в селе Партизан Намского улуса. Несмотря на то, что он шел без синхронного перевода, экспертом очень понравилось. После они сказали, что постановка театра Олонхо будет представлена в четырех номинациях. Этот спектакль интересен тем, что его сложно отнести к какому-то отдельному жанру. Мы пытались сохранить самобытность текста, его исконный вариант.

Однако критики решили, что «Воительница Джырыбына» будет оцениваться как драматическое произведение, ведь речь идет о женщине, которой пришлось исполнять мужские обязанности, а в конце она обрела счастье.

— Как выступили в Москве?

— Сначала мы показывали постановку в Московском драматическом театре имени Пушкина в рамках конкурсной программы. Нам пришлось приспосабливаться к сцене, не похожей на нашу. Например, веревки – важный элемент спектакля – были гораздо короче, чем высота театра в Москве. Они то становятся цепями, то священным деревом Аал-лук мас. Мы подготовили неклассические якутские костюмы, привезли бубны, барабан и другие театральные атрибуты.

424DCFF6 B199 4709 B32B E3573466E13F 5390aТакже якутские актёры приняли участие в двух крупных проектах «Золотой маски» – «Russian case» и «Золотая маска в городе». Последний — это театральные перфомансы для горожан. Если бы у нас было теплее, можно было устраивать выступления и в Якутии. Актеры несколько дней показывали отрывки из спектаклей театра Олонхо на площади Революции.

— Чем интересовались зрители и критики?

— Критики интересовались нашей историей и культурой. Хорошо помню такой вопрос: «Олонхо построено на шаманизме, а у вас есть верховный шаман, как у бурятов?». Мы даже не знали, что ответить. Спрашивали, к какому театральному жанру относим свой национальный эпос.

Кстати, на спектакле в Москве был маленький ребенок. Он поверил в историю воительницы Джырыбыны, хотел спасти её, переживал, что она погибнет. Детей не обманешь, они могут что-то недопонять, но всегда верят искренности.

— Есть ли у театра Олонхо будущее?

— До того, как я пришла работать в театр, приходила на постановки как зритель. Всегда думала, что олонхо – это что-то занудное. Но я была в восторге от спектакля «Удаганки», настолько это было эмоциональное и захватывающее зрелище. Кстати, в нем речь также идет о сильной женщине.

7CAB9E24 6183 4D99 A6E8 B47D93FA17E7 f3e16В этом году 19 марта национальному театру Олонхо исполняется 10 лет. Возможно, в будущем многое поменяется. В нашем театре много молодых актёров, за ними и будущее.

— Каким должен был спектакль, чтобы выйти на международный уровень?

— Искусство изначально не предназначено для критиков и экспертов, оно направлено на то, чтобы вызывать эмоции. Нужно быть искренним, открытым, чтобы люди тебе верили. Мы же чувствуем, когда человек врёт, так же относится к лицемерию на сцене зритель. Если постановка наполнена искренними переживаниями, понятными эмоциями, то зритель оценит её. Искусство можно понять на любом языке, главное, чтобы это было талантливо.

“Золотая маска в городе» – фестиваль уличного театра, проводимый в рамках национальной премии и фестиваля «Золотая Маска». Театр выходит за пределы привычного пространства, открывается городу, оказывается доступным каждому его жителю. Площадкой могут стать улица, кафе, торговый центр, офисное здание.

Программа «Russian case» – традиционный проект, адресованный зарубежным продюсерам и критикам, организаторам фестивалей, проходит с 29 марта по 3 апреля. Кураторы – Алена Карась и Кристина Матвиенко.

Автор Вероника Аммосова
Фото Дмитрий Дубинский
Источник: ЯСИА

Вернуться назад  

Иван Шакуров

И.Ю. Пестряков

Афиша

"Туйаарыма Куо" (Китай) в исполнении Пекинского театра опера Куньцю
«Светлоликая Туярыма Куо» пьеса П.А. Ойунского созданная по сюжету олонхо «Нюргун Боотур Стремительный». История...
Дьырыбына Дьырылыатта
Олоҥхо театра Алтынньы ый 25 күнүгэр киэһэ 1830 чаастан П.П.Ядрихинскай Бэдьээлэ олоҥхотунан "Дьырыбына Дьырылыатта"...

Поиск