Местников Василий Васильевич

Местников Василий Васильевич (14.01.1908 – 18.10.1958)

mestnikov a63afМестников Василий Васильевич  – артист драмы, режиссер. Заслуженный артист Якутской АССР с 1943г., Заслуженный деятель искусств Якутской АССР с 1955г, Народный артист Якутской АССР с 1957г., Народный артист СССР с 1958г.
Родился в г. Якутске. В 1924-1929 гг. учился в Якутском педагогическом техникуме. Осенью 1925 г. он был в числе набранных в состав первой якутской национальной труппы при Русском народном театре, так в студенческие годы он работал штатным артистом. В 1931 г. он направляется на учебу на режиссерский факультет Московского государственного института театрального искусства имени А.В.Луначарского. Стал одним из первых инициаторов открытия в 1932 г. якутской национальной актерской студии при институте.
В театре работал с 1934 года по 1958 год. В разные годы режиссером В. В. Местниковым поставлено всего 26 пьес. В списке пятнадцати оригинальных пьес местных драматургов есть: «Указ царя» (1935 г.), «Туйаарыма Куо» (1937 г.) П.Ойунского, «Игра жизни» (1937 г.) А.Софронова, «Человек» (1935 г.) и «От колонии к коммуне» (1957 г.) А.Аччыгыйа, «Братья» (1938 г.) С.П.Ефремова, «Партизан Василий» (1935 г.) В.Севастьянова, «Селькор Семен» (1938 г.) Н.Слепцова-Туобулахов, «Кузнец Кюкюр» (1953 г.) Суорун Омоллоон. Олонхо «Туйаарыма Куо» П.А.Ойунского (1937). Олонхо «Нюргун Боотур» (1940) поставили как музыкальную драму, в 1955 г. – как олонхо – балладу, в 1957 г. – как олонхо – оперу.

Перевел на якутский язык и поставил на сцене театра «Лес» (1949 г.) и «Таланты и поклонники» (1953г.) А.Островского, «Профессор Мамлок» (1941 г.) Ф.Вольфа, «Свадьба с приданым» (1951 г.) Н.Дьяконова, «Макар Дубрава» (1951 г.) А.Корнейчука, «Земной рай» (1953 г.) О.Васильева, «Первые искры» (1950 г.) А.Мальковой-Клиориной, «Семья Аллана» (1953 г.) Г.Мухтарова, «Под золотым орлом» (1954 г.) Я.Галана.
В.В.Местников явился первым якутским режиссером, поставившим спектакль на русском языке. В 1945 г. поставил в Русском государственном драматическом театре «Айаал» Суорун Омоллоон.
«Делом всей своей жизни, главной своей творческой задачей режиссер В.В. Местников считал постановку на якутской сцене – в драме, опере, балете – произведений эпического наследия родного народа, пропаганду посредством театрального искусства древнего памятника изустного народного творчества – олонхо. Сам хороший знаток олонхо и якутского фольклора в целом, В.В. Местников взялся за постановку эпических произведений весьма основательно, тщательно подготовив творческий коллектив к ответственному решению.
Первым эпическим произведением, поставленным В.В. Местниковым на сцене Якутского театра, стал спектакль «Туйаарыма Куо» по драме П.А. Ойунского «Туналҕаннаах ньуурдаах Туйаарыма Куо» («Белоликая Туйаарыма Куо»), представление которого состоялось в 1937 и 1938 гг.
Сюжет с Туйаарымой Куо является ведущей легендой одного из крупнейших в эпическом наследии народа саха олонхо «Дьулуруйар Ньургун Боотур» («Ньургун Боотур Стремительный»). Спектакль «Туйаарыма Куо» ознаменовал начало работы творческого коллектива по масштабному воплощению на сцене Якутского театра самобытного жанра эпической драмы. В спектакле были задействованы лучшие актеры театра: У. Г. Нохсоров, А.Ф. Новгородова, М.Н. Белолюбская, М.В. Жирков. Художник Г.М. Туралысов выстроил спектакль на контрастах: цветущей стране Срединного мира противостояла серость Нижнего мира абаасы. Постановка спектакля вызвала большой интерес со стороны общественности, но вскоре все было омрачено арестом в 1938 г. автора пьесы П.А. Ойунского. Спектакль сняли с репертуара. Национальный эпический репертуар, только появившись на сцене советского театра, практически оказывался под запретом.
Судьба спектакля «Туйаарыма Куо» не подавила творческую волю режиссера. Огромную тягу к эпическим произведениям обнаружила и театральная труппа. Зрительский интерес к народному эпосу оставался также очень высоким. 12 марта 1940 г. В.В. Местников поставил на сцене Якутского театра уже полную версию олонхо «Ньургун Боотур Стремительный» по записи известного олонхосута К.Г. Оросина, изданной в 1907 г. Э.К. Пекарским в «Образцах народной литературы якутов». В подготовке спектакля были использованы и другие варианты записей знаменитого олонхо, включая текст П.А. Ойунского. Либретто к музыкальной драме «Ньургун Боотур Стремительный» написал Д.К. Сивцев – Суорун Омоллон с участием В.В. Местникова.
В создании драматической канвы олонхо непосредственное участие принял сам режиссер В.В. Местников. Музыку к либретто написал композитор М.Н. Жирков. При нотировке мелодий олонхо участвовал олонхосут У.Г. Нохсоров, который в спектакле очень удачно исполнил роль ¥рµ² Уолана (Юрюнг Уолан), одного из главных героев спектакля. Нотировку песни Туйаарымы Куо составили по исполнению талантливой молодой актрисы А.Ф. Новгородовой. Она же стала первой исполнительницей роли Туйаарымы Куо в музыкальной драме. Декорации оформил и создал костюмы художник Г.М. Туралысов. В спектакле была занята почти вся труппа, по ходу репетиций усиливался сценический строй, о котором В.В. Местников писал: «Декоративное оформление спектакля составило для нас немало забот, и в то же время оно исключительно интересовало. Театр стремился показать сказочно-фантастические элементы, исходящие из самого содержания олонхо. Исключительная художественная фантазия и изумительные сценические эффекты (полет стерхов, дракон, внезапное исчезновение персонажей и другое) – все это исходит не из формалистического трюкачества, а из самого содержания олонхо, что еще глубже дает возможность понять сказочно-фантастический колорит олонхо»18.
Зрители встретили появление нового эпического спектакля с большим воодушевлением. Помимо качественно лучшего по сравнению с предыдущими эпическими постановками художественного оформления, возросшего исполнительского мастерства актеров, в каждом сюжете спектакля чувствовалась прилежная рука талантливого режиссера, глубокого знатока якутского фольклора, активно ищущего наилучшие пути для массового продвижения произведений эпического наследия на арену современного театра. Общее суждение общественности по поводу новой работы В.В. Местникова, а также содержание главного культурно-исторического значения спектакля емко сформулировал ученый-историк, известный исследователь истории общественно-политической мысли в Якутии Г.П. Башарин в статье «Джулуруйар Ньургун Батыр» в постановке Якутского театра»: «Сплоченный коллектив Якутского государственного театра способен с успехом ставить олонхо, ... для возрождения нового развития олонхо на театральной почве созданы все условия»19. В марте 1943 г. общественность республики отметила сотую постановку музыкальной драмы как событие большого культурного значения.
Появились и первые художественные и идеологические оппоненты. Отвечая им, В.В. Местников в 1941 г. сформулировал основное требование к постановке на сцене театра оригинального эпического произведения: «В спектакле, исходя из возможности техники и мастерства сохранить сказочно-фантастический колорит, из которого состоит само содержание и художественная форма олонхо – специфика данного художественного произведения. Только таким подходом к разрешению данной проблемы мы можем правильно, без искажения и фальсификации сохранить народный фольклор»20.
Основа для творчества, заложенная в эпической драме, оказалась неисчерпаемой. В сезон 1947-1948 гг. в постановке В.В. Местникова появилась первая национальная опера «Дьулуруйар Ньургун Боотур» по либретто Д.К. Сивцева – Суоруна Омоллона.
Подготовка к премьере началась еще летом 1945 г., когда М.Н. Жирков и профессор Московской консерватории им. П. Чайковского Г.И. Литинский приступили к созданию музыки к будущей опере. Отметим, что творческое содружество двух композиторов в дальнейшем продолжилось и оказалось одним из самых благотворных для якутского театрального искусства.
О процессе создания оперы композитор Г.И. Литинский вспоминал: «...Нелегко было и творчески прочертить грань между миром реальным и миром фантастики, органически перемежающимися по ходу драматургического развертывания и развития сюжета. Величественная героика и проникновенная лирика, напряженный драматизм и занимательная комедийность отдельных сценических положений обязывали к особо чуткому отбору средств...»21.
Премьера первой национальной оперы состоялась 25 июня 1947 г., в дни празднования 25-летия ЯАССР. Основные партии в опере «Ньургун Боотур Стремительный» исполнили артисты драмы М.В. Жирков, Г.М. Кокшарский, П.М. Решетников, В.А. Саввин, У.Г. Нохсоров, М.Н. Белолюбская, А.Ф. Новгородова, А.И. Егорова, А.М. Сидорова, многие из которых являлись участниками постановки музыкальной драмы в 1940 г. В связи с реорганизацией Якутского театра, опера «Ньургун Боотур Стремительный» вновь появилась на сцене только в 1954 г. Группа создателей оперы – режиссер В.В. Местников, автор либретто Д.К. Сивцев – Суорун Омоллон, композиторы М.Н. Жирков и Г.И. Литинский, художник Г.М. Туралысов, ведущие артисты театра продолжали работу по совершенствованию первой национальной оперы. Вскоре было принято решение о включении оперы «Ньургун Боотур Стремительный» в программу Вечеров якутской литературы и искусства в Москве в 1957 г.
Год 325-летия вхождения Якутии в состав Российского государства и 35-летия образования Якутской АССР завершился Вечерами якутской литературы и искусства в Москве с 10 по 17 декабря 1957 года. «Вечера» явились крупнейшим событием в культурной жизни республики, национальное театральное искусство Якутии заслужило высокую оценку московских зрителей и театральной критики, коллектив театра с честью выдержал творческий отчет перед театральной Москвой.
Во время «Вечеров» с огромным успехом прошла постановка оперы «Нюргун Боотур». Опера «Нюргун Боотур», поставленная на сцене музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, вывела Якутский театр в ряд лучших национальных театров страны, убедительно показала ее огромный творческий и художественный потенциал, высокий профессионализм творческого коллектива, проповедующего эстетику самобытного эпического театра. Народная артистка РСФСР Н.Ф. Кемарская об успехах якутских драматических артистов в опере писала: «В спектакле заняты молодые певцы, исполняющие ведущие партии...Роль жениха Туйаарымы поручена молодому Константину Борисову. Зритель видит мужественный и вместе с тем глубоко трогательный образ юноши... Недавно пришедший в театр из художественной самодеятельности колхозник Н. Алексеев выступает в роли чудовища Уот Усутаакы. Он обладает хорошим голосом, незаурядными актерскими способностями. Роль Кыыс Кыскыйдаан – сестры чудовища – с блеском исполняет бывшая воспитанница Щепкинского училища К. Корнилова. В небольшой эпизодической роли богатыря Айыы Джурагастая хорошо проявил себя народный артист ЯАССР Д. Ходулов. Его исполнение убеждает в большом драматическом таланте актера. Следует отметить также молодого певца Г. Колесова...»22. Театральная общественность столицы составила восторженное мнение о творчестве Якутского театра, положительные отзывы о работе театра, об актерском мастерстве «неотразимо обаятельного» творческого состава, своим «сказочно-феерическим спектаклем», поставленным с «истинным талантом», «глубоким внутренним тактом» и доставившем зрителям «большую художественную радость», публиковались в газетах «Советская Россия», «Советская культура», в журнале «Театр» и др.
Критики особенно отметили работу главных героев: Ньургуна Боотура – И.И. Перевалова, Туйаарымы Куо – А.И. Егоровой, Түҥэ Моҕол (Тёнэ Могол) – С.Р. Ларионова, Күн Күбэй (Кюн Кюбэй) – З.П. Стручковой. Наравне с артистами вокального жанра успех оперы разделили и драматические артисты Үрүҥ Уолан (Юрюнг Уолан) – К.Д. Борисов, Уот Уһутаакы (Уот Усутаакы) – Н.Т. Алексеев, Кыыс Кыскыйдаан – А.К. Адамова, Айыы Дьураҕастай (Айыы Дьурагастай) – Д.Ф. Ходулов, Сорук-боллур – П.М. Решетников, Г.Г. Колесов.
Исследователи театра впоследствии верно подметили эпическую характерность режиссерской работы В.В. Местникова, ее глубинную связь с фольклором и эпическим наследием родного народа: «В.В. Местников, знаток национальных культурных традиций (обычаев обрядов), как никто другой умел на сцене выстраивать полузабытые ритуалы, придавая им яркую театральность, если надо – таинственность, торжественность, создавая атмосферу далекой, почти сказочной старины. Отсюда успех его спектаклей по мотивам эпоса»23.
Всесоюзным триумфом оперы «Нюргун Боотур», совершенствованием которой занимался на протяжении всех последних лет своей жизни, выдающийся режиссер В.В. Местников полностью воплотил в жизнь и окончательно утвердил на театральной сцене свою изначальную творческую идею: сформировать на национальной сцене самобытную эстетику эпической драмы. Первая поставленная на сцене профессионального театра национальная опера «Ньургун Боотур Стремительный» стала украшением классического репертуара Якутского театра, школой режиссерского и исполнительского мастерства для новых поколений артистов оперы и драмы. Своими достижениями в эпическом жанре, успешным становлением в последние годы театра олонхо современный Саха театр во многом обязан предшественникам, заложившим эпическую основу национального театра». / Н.И. Илларионова, В.Н. Протодьяконов. По пути творческого роста: традиции реализма и эпическая поэтика (1931-1960) из книги «Антология Саха театра» Т. 1.

 

Вернуться назад  

Иван Шакуров

И.Ю. Пестряков

Афиша

"Туйаарыма Куо" (Китай) в исполнении Пекинского театра опера Куньцю
«Светлоликая Туярыма Куо» пьеса П.А. Ойунского созданная по сюжету олонхо «Нюргун Боотур Стремительный». История...

Поиск