Как создавалась музыка драмы "Джулуруйар Ньургун Батыр"

Как создавалась музыка драмы "Джулуруйар Ньургун Батыр"

Марк Николаевич ЖИРКОВ
Газета "Социалистическая Якутия",
18 января 1941 года

mark zhirkov b6d7e17 января 1941 года исполнилось пять лет со дня исторической беседы товарищей Сталина и Молотова с авторами и постановщиками оперы "Тихий Дон". Этот день явился знаменательной датой для дальнейшего развития советского музыкально-драматического искусства.
Простые и мудрые слова товарища Сталина о создании своей, советской оперной классики послужили основой, конкретной творческой программой для советских композиторов.
За эти пять лет советскими композиторами создан ряд музыкально-драматических произведений. Такие оперы, как "Тихий Дон" и "Поднятая целина" — Ив. Дзержинского, "Братья" — Т. Хренникова, "Броненосец Потемкин" — О. Чишко, "Мать" — В. Желобинского, "Кер Оглы" — Гаджибекова, "Шах Сенем" и "Гюльсара" — Р. Глиэра, "Ай Чурек" – Аджал Ордуна, "Алтын-Кыз" — Власова, Фере и Малдыбаена и другие произведения являются ярким доказательством мощного расцвета культуры народов Советского Союза.

Национальная опера во всех советских союзных республиках сейчас находится в процессе бурного творческого роста.
Быстро развивается музыкально-драматическое искусство и в автономных советских социалистических республиках. Не так давно декада бурят-монгольского искусства, проведенная в Москве, подвела итоги первым, но уже значительным успехам культурного роста бурят-монгольского народа, который до Великой Октябрьской социалистической революции, также, как и якутский народ, не имел возможности создавать и развивать свою культуру.
Основой нового развития советской музыкальной драматургии послужили великие традиции реалистического мастерства классиков русского и западного оперного искусства.
Народы СССР, верные учению Ленина — Сталина, рассказывая и уничтожая все препятствия на пути развития культуры, сохраняя лучшие традиции своего дореволюционного искусства, создают национальную по форме и социалистическую по содержанию музыкально-драматическую культуру. Эта культура опирается на опыт культурного строительства нашей многонациональной социалистической родины и на достижения всей мировой культуры, выработанной человечеством на протяжении его многовековой истории!
Творческий гений якутского народа в области национальной музыкальной культуры, не имея возможности вступить на гармонический путь, работал исключительно в области мелодии и ритма и в этом отношении создал в течение многих веков замечательный фонд народной песни.
Якутские народные певцы накопили многовековый богатый запас устного народного творчества.
Среди богатого по тематике, формам и жанрам репертуара якутских народных певцов наибольшей популярностью пользуются героико-эпические произведения — олонхо.
В этих произведениях народного искусства с большой глубиной расскрываются мысли и чаяния якутского народа, его героичская борьба за освобождение от гнета и насилия. Темноту царству эксплуатации, лжи, обмана, коварства, ханжества в якутском народном эпосе противопоставлены лучшие человеческие свойства, воспеваются сила любви, честность, мужество и дружба.
В песнях олонхо якутский народ воплотил лучшие мечты и надежды, внес свой свободолюбивый дух и твердую веру в светлое будущее.
Якутский народ в своих песнях запечатлел свою историю, передавая ее из поколения в поколение. Эти песни бережно хранят и передают из уст в уста якутские народные певцы. Богатая якутская народная мелодия — неисчерпаемый источник для музыкального творчества.
Вот почему Якутским государственным театром, литературно-музыкальной общественностью республики, по примеру многих союзных и автономных республик СССР, для первой якутской музыкальной драмы был избран сюжет якутского героико-эпического произведения.
Либретто музыкальной драмы "Джулуруйар Ньургун Батыр" составлено якутским писателем-драматургом Д.К. Сивцевым, при участии режиссера театра В.В. Местникова. Оно создано на основе изучения и обработки богатого устного героико-эпического творчества якутского народа.
Мысль о создании музыки для якутской музыкальной драмы возникла у меня еще в 1936 г. — в первый год работы в Якутском государственном театре. Поставив перед собой такую задачу, я, не имея возможности лично связаться с авторами музыкально-драматических произведений братских республик, занялся изучением истории создания национальной оперы в других республиках — по журнальным и газетным статьям, отзывам, рецензиям и т.д.
Изучение ряда статей виднейших мастеров музыки нашей страны помогло мне получить соответствующее направление в создании музыки для якутской драмы.
После того, как музыкальная драма "Джулуруйар Ньургун Батыр" была намечена к постановке на сцене Якутского государственного театра, мне и авторам либретто было сделано предложение о создании музыки для этой пьесы
Совместно с либреттистом и постановщиком выработали план музыкальной композиции пьесы. Перед нами стояла задача облечь в музыкально-сценическую форму весьма сложное и насыщенное богатым содержанием народное произведение.
В процессе создания музыки для олонхо мы строго придерживались следующего принципа: бережно относиться к народным песенным темам. Конечно, это не значило, что мы должны были использовать фольклорный материал в узко-этнографическом плане.
Путем гармонической разработки предстояло обогатить и привести в стройную систему ритмико-мелодическое песенное богатство олонхо.
Для записи и изучения якутского песенного фольклора и использования его в качестве лейтмотива музыкальной драмы нами был вызван из районов ряд лучших народных певцов-олонхосутов. По прибытии их в Якутск было организовано коллективное слушание творчества этих певцов.
Лучшие образцы песен записывались на ноты, а неподдающиеся записи, импровизируемые мелодии воспринимались и осваивались исполнителями ведущих ролей пьесы. Народные певцы консультировали артистов, передавали им свой богатый опыт. Певец У.Г. Нохсоров, у которого был записан на ноты ряд замечательных мелодий, был оставлен в театре для исполнения роли героя драмы — Ньургуна.
В процессе подготовки пьесы возник вопрос об увеличении состава оркестра, строгом подчинении всех сценически-песенных элементов пьесы музыке. Для этого потребовалось все произвольно импровизируемые якутские мелодии перевести на устойчивые мелодии, с твердо установившимися мелодическими рисунками, не нарушая их колорита.
Когда артист путем упорной работы добивался твердого освоения на слух устойчивой — мелодии, его исполнение записывалось на ноты. В дальнейшем репетиции уже проводились согласно нотной записи.
Так создавалась база для музыки первой якутской музыкальной драмы "Джулуруйар Ньургун Батыр".
Общий объем музыкального текста составляет, включая черновые записи, 600 рукописных листов или 1200 страниц.
Музыка написана для шести партий инструментов: рояля, первых скрипок, виолино-облигатто, вторых скрипок, виолончелей и частично для флейты.
По жанровым признакам музыка олонхо состоит из увертюры, восьми антрактов к действиям и картинам, пяти многоголосных женских хоров, тридцати шести арий, шести многоголосных песен для смешанного хора, одного танца с хором, четырех балетных номеров без хора, четырех дуэтов, мужского одноголосного хора и двадцати шести элементов иллюстративной музыки.
Якутская национальная опера находится только на первой стадии своего развития. Вопросами сбора, изучения, обработки народных мелодий, их гармонизацией и оркестровкой мы начинаем заниматься только за последние два года. Поэтому естественно, что на созданной музыке для псрвой якутской музыкальной драмы лежит еще печать исканий и неизбежных, при этом, неровностей, шероховатостей и т.д.
Постановка на сцене Якутского государственного театра национальной драмы, включая многоголосные хоры, ансамбли, балет, мелодически установившиеся арии, и прочие средства выразительности музыкального языка, — несомненно, факт большого значения.
Наиболее красочными, мелодически богатыми элементами музыки олонхо являются фольклорные мелодии, записанные у якутских народных певцов, как, например,
а) песня удаганок (в образе стерхов), обработанная по мелодии У.Г. Нохсорова,
б) музыка кумысного танца, обработанная по мелодии дореволюционного исследователя Якутии В.Л. Серошевского,
в) арии Туйарыма-Куо,
г) хоровые песни первого акта,
д) финальный хор, мелодия которого найдена в процессе обработки фольклора.
Все эти мелодии, составляющие пока что незначительную долю богатого песенного фольклора якутского народа, должны быть использованы при создании новых якутских симфонических произведений.
Музыкальная драма "Джулуруйар Ньургун Батыр" является первым шагом к созданию в ближайшие годы якутской национальной оперы. Почетная обязанность каждого работника творческого фронта нашей республики —совершенствовать, двигать вперед молодое якутское музыкальное искусство, рожденное мудрой национальной политикой великой партии Ленина — Сталина.

 

Марк Николаевич ЖИРКОВ
Газета "Социалистическая Якутия",
18 января 1941 года

Вернуться назад  

Коллектив театра

Линия жизни

Иван Шакуров

И.Ю. Пестряков

Афиша

Олоҥхо театра “Күн Эрили” диэн оҕолорго аналлаах куукуланан испэктээкилгэ ыҥырар
"Күн Эрили"Олунньу 19 20 күннэригэр 1100 1500 чаастан А.Е. Кулаковскай аатынан Норуоттар доҕордоһууларын Дьиэтигэр Олоҥхо...
Театр Олонхо приглашает на детский кукольный спектакль «Кюн Эрили»
Театр Олонхо 19 и 20 февраля 2021 г. в 1100 1500 ч. приглашает в Дом...

Поиск