Олонхо — источник оперного искусства народа саха

Олонхо — источник оперного искусства народа саха

Юрий Егорович Платонов,
Заслуженный артист РФ,
доцент СВФУ
Якутск, 2006

platonov-yurii-egorovich a1e29Олонхо — устное народное творчество, передаваемое из уст в уста, из поколения в поколение, из века в век, не утерявшее интереса народа и по сегодняшний день. Крупное эпическое, художественное, литературное, певческое, музыкальное и стихотворное произведение, насыщенное сравнениями, эпитетами, алгысами, заклинаниями, воспеваниями, пословицами, поговорками, крылатыми словами, мелизмами (кылысах).
Олонхо — учебник возрождения якутского языка для современных филологов.
Олонхо — неисчерпаемый запас культуры речи народа саха с сохранением национального колорита с ее стилистическими и фонетическими особенностями.
«Язык племени — это выражение всей его жизни, это музей, в котором собраны все сокровища его культурной и высшей умной жизни» (Э.К. Пекарский).
Олонхо — музыкальное произведение, благодаря которому мы сегодня имеем представление о национальном пении и достоянии народа саха — кылысахе, веками пронесенном из глубокой древности как символ вокального искусства.
К сожалению, первые собиратели якутского фольклора не имели возможности записать звук, но они увековечили тексты олонхо с его стилистическими особенностями, по которым учимся мы, нынешнее поколение, возрождая стертый диффузией язык, о котором так хорошо отозвался Э.К. Пекарский.

Первое печатное издание одного из шедевров устной литературы народа саха олонхо «Эр соҕотох» на якутском и немецком языках принадлежит русскому академику Александру Федоровичу Миддендорфу, в его труде «Путешествие на север и восток Сиби-ри», изданному в 1851 году в Петербурге.
Носителями литературного и музыкального содержания олонхо (они же авторы, исполнители, вокалисты) являются олояхосуш,
Именами известных олонхосутов, тойуксутов гордится народ. Следовало бы вписать их имена золотыми буквами в историю культуры, не только как сказителей, но и носителей вокального искусства, донесших до нас из древности пение народа саха с сохранением мелодических особенностей, например, И.П. Винокурова-Табаахырап (1851-1945), Иннокентия Гурьевича Тимофеева-Теплоухова (1869-1962), Т. Захарова-Чээбий, Н.А. Абрамова, Н. Малгина-Көтөҕө Уола, Е.Е. Ивановой, С.А. Зверева, Г.Г. Колесова и мн. др.
Олонхосуты — талантливые и яркие личности, имеющие свои индивидуальные исполнительские особенности, своеобразную творческую манеру, голос, артистичность, музыкальность, феноменальную память, умеющие увлечь слушателей до гипнотического состояния. Благодаря их импровизаторским способностям олонхо с веками достиг высокого художественного и музыкального уровня.
Олонхосуты были желанными гостями жителей аласов, наслегов, улусов. Их творчество для них самих было средством духовного удовлетворения, реализации таланта, утверждения личности, а также средством проживания. Стало быть, их профессией. Это говорит о том, что до революции было все-таки профессиональное народное искусство, отточенное, дополненное мастерством исполнения, доведенное до совершенства мастерами своего дела. С коллективизацией при социалистическом строе творчество олонхосутов подвергалось социокультурной деструкции (частичная или полная деградация данной культуры как системы) из-за принудительного прекращения деятельности как пережитка времени, непризнания творчества олонхосутов профессией.
Впервые олонхо как музыкально-певческое произведение прозвучал на профессиональной сцене Якутского драматического театра без сопровождения оркестра и музыкальных инструментов: олонхо П.А. Ойунского «Туналҕаннаах ньуурдаах Туйаарыма Куо» в 1938 году, олонхо Д.К. Сивцева-Суорун Омоллоона «Ньургун Боотур» в 1940 году с распределением ролей героев, т.е. в исполне-нии не одного олонхосута, а нескольких, исходя из сюжета.
В 1947 году впервые уже в музыкально-драматическом театре была поставлена опера по мотивам олонхо «Дьулуруйар Ньургун Боотур» (Ньургун Боотур стремительный), либретто Д.К. Суорун Омоллоона, музыка М.Н. Жиркова, Г.И. Литинского в сопровождении симфонического оркестра.
Приведем пример о создавшемся внутреннем функциональном конфликте в начале начал с проникновением культурных новаций в музыкальную жизнь республики (вокального искусства), какие ситуации сложились на стыке народного искусства с классикой по рассказу Татьяны Иннокентьевны Филипповой в книге ее воспоминаний, работавшей вместе с артистами, претерпевшими этот нелегкий для них период.
Т.И. Филиппова пишет, что первой удар получила любимица публики А.Н. Новгородова, несравненная исполнительница партии Туйарыма Куо в акапелльном пении 30-х годов. Ей в 1947 году в работе над этой же ролью в опере отказали. Как выразился дирижер оркестра Михаил Зиновьевич Бенедиктов: «она не попадает на ноты».
Александра Николаевна Новгородова — неповторимая, всеми любимая Туйарыма Куо, так прозвали в знак любви и признания народом ее таланта. В 1947 году состоялось 150-е исполнение этой роли, за что она была награждена Почетной грамотой Верховного Совета ЯАССР, денежной премией и патефоном. Конечно, трудно загнать в рамки ритмометрического правила музыки певицу, исполнившую 150 раз в свободном ритме, актерском высокообразном пении. Эта же участь постигла и других, не менее любимых исполнителей главных ролей. 06 этом говорится в той же книге Филипповой Т.И. о театре: «Итинник үлэлии сырыттахтарына «Ньургун Боотур» олоҥхо музыката суруллан бүтэн, ырыаһыттары уобарастарынан, нотанан ыллатан, үөрэтэн барбыттара. Дьэ, манна кэлэн сорох артыыс ис айылгыта атыннааҕа, айыллыаҕыттан саха эрэ буолан төрөөбүтэ, омугун этэ-хаана, кута-сүрэ олохсуйан хаалбыта уонна атыҥҥа бэриммэтэ көстөн тахсыбыта. Алдьаныах иһин дуу, хайдах дуу олоҥхоҕо саамай киэн туттан көрдөрөр, баар-суох дьоммут — Александра Новгородова, Михаил Жирков уонна Устин Нохсоров музыканан барбат, сатаан ыллаабат, куоластара бэриммэт, дууһаларынан атыҥырыыллара көстөн тахсыбыта».
Из этого рассказа видно, что олонхо получил начало нотной музыкальной жизни как оперное искусство, и с какой тщательностью подбирали голоса для исполнения главных ролей, даже отказали известной, популярной в то время Анне Ивановне Егоровой с консерваторским образованием из-за отсутствия национального достояния «кылысах».
Впервые, олонхо как оперное искусство с симфоническим оркестром, и как уже было сказано, прозвучал в стенах Якутского музыкально-драматического театра в 1947 году в исполнении партии Туйаарыма Куо еще безвестной певицей Сидоровой Акулиной Михайловной — молодой девушки из числа стажеров музыкальной студии при самом театре, которая обладала требуемой музыкальностью и кылысахом. Эти исторические факты говорят о том, что:
1. Первые постановщики проявили уважение и понимание к народному искусству, стремились сохранить звучание народного колорита (несогласие с академической постановкой голоса А.И. Егоровой).
2. Несоответствие стандартизации и шаблона ритмомузыкальной формы народному искусству, внутреннее сопротивление исполнителей, привыкших к свободе действий (А.Н. Новгородовой и др.), замена А.Н. Новгородовой учащейся музыкальной студии театра Акулиной Сидоровой, не испортившей голос постановкой на европейский штамп, еще раз подтверждают надобность профессиональной национальной школы вокала с тех далеких времен.
Если говорить о последней постановке оперы-олонхо «Ньургун Боотур» 1996 года, то о подборе голосов с национальным колоритом-кылысахом речи быть не могло. Всем известно, что цивилизация уничтожает культуру этноса. Так и случилось. Исполнители главных партий пели строго в рамках нотописи, так как они, выпускники консерваторий, носители классической постановки голоса. Поэтому народное создание, сохраненное веками, прозвучало как рядовое оперное произведение европейского штампа, и в таком виде вряд ли получит признание индивидуальности шедевра как этнической ценности в культуре народа саха.
Мир хорошо знает о классической китайской опере в национальном стиле. Наша олонхо-опера могла занять достойное место рядом с ней, вознеся культуру и искусство народа саха на должную высоту.

 

Юрий Егорович Платонов,
Заслуженный артист РФ,
доцент СВФУ
Якутск, 2006

Вернуться назад  

Иван Шакуров

И.Ю. Пестряков

Афиша

Театр Олонхо приглашает на спектакли!
Дорогие друзья! Театр Олонхо приглашает на спектакльолонхо «Ала Булкун» в постановке Гаврила Менкярова 28 и 29...
БОЛҔОЙУҤ! СЭРГЭЭҤ! КЭЛИҤ!
Олоҥхо тыйаатыра Өксөкүлээх Өлөксөй аатынан Норуоттар доҕордоһууларын Дьиэтигэр бар дьонун олунньу 1112 күннэригэрсаха классик суруйааччылара...

Поиск