Шестеро в масках

«Шесть персонажей в поисках автора» Л. Пиранделло. Режиссер Андрей Борисов
Художник Михаил Егоров. Художник по костюмама Сардана Федотова
Сахатеатр им. П. Ойунского (Якутск). Премьера 21 декабря 2019

«Страсть — стоит ей воспламениться, как она принимает театральный характер..»
Из пьесы Л. Пиранделло «Шесть персонажей в поисках автора»

image1 de7e9Едва касаясь земли, девочка-подросток в белом платье идет навстречу к нему, протянув руки и принимает от него большую белую коробку с подарком. В ней белая нарядная шляпа! Мечта! Первые грезы любви. Она падчерица, он — отчим. Мимолетный эпизод — они не должны никогда встретиться — мать увозит дочку «подальше от греха». Но надо же так случиться, они встретятся... в публичном доме. Жестокие обстоятельства приведут Падчерицу сюда в заведение мадам Паче под маркой ателье, архитектурно оформленного под «храмовый» новодел. Отчим придет сюда как клиент. Леденящая душу история рассказана театральному режиссеру шестью персонажами, ворвавшимися на репетицию с требованием выслушать их и завершить недописан ную автором пьесу. Чтобы получить жизнь или даже бессмертие их должны сыграть актеры.

Мать, отец, падчерица, сын, мальчик и девочка — шестеро в масках. С фарсовых сцен, из театрального быта, в который врываются шестеро сумасшедших, начинается пьеса, в центре ее трагедия.
История простая, как древний античный миф о роке, довлеющем над человеком и невозможность счастливых исходов в противоестественных влечений. Ее вечная тема и остросовременный ракурс приковывают внимание зрителей. Через череду благих намерений персонажи проходят искушения и адские муки сомнений и раскаяний, прежде всего, сомнений в собственных движениях души. Стремлением поведать свою историю движет желание убедить себя и других в чистоте собственных намерений. Им веришь, тем не менее рок трагедии фатально навис над ними. У противоприродного не может быть счастливой развязки.
image2 95152Интеллектуальная пьеса Луиджи Пиранделло между тем представляет собой диалоги о театре. Ее хочется цитировать, любоваться каждым ее периодом точностью мысли при ее многозначности. Сократические диалоги о театре и жизни. В них тайна воздействия театра на человека. Как сыграть драму? Где правда жизни, а где правда искусства? Чем занимаются драматурги, режиссеры, актеры? Как пробиться к персонажу, если он не только тип из жизни, но и плод воображения писателя? Эти, казалось бы абстрактные, далекие от нашей повседневной жизни вопросы не должны занимать широкую публику. Но эти вопросы автор задает не из праздного желания пофилософствовать, а из необходимости показать на сцене историю, которую рассказывают и показывают ему «персонажи», не прошенные и не званные гости на репетиции в театре.
В пьесе неуловимым образом сочетается классическая трагедия с ее темой рока и судьбы, точной формой) хор, стасимы, эписодии, вставные фарсы) с легкой непринужденностью
современного театра, далеко ушедшего от устоявшихся условностей.. Традиция сквозь призму постмодернизма. Самая, что ни на есть кровоточащая жизнь и она же — эфемерность... Иллюзия.
Такая ясность прочтения пьесы пришла после просмотра спектакля Андрея Борисова «Шесть персонажей в поисках автора» Луиджи Пиранделло по пьесе, при первом чтении которой складывалось впечатление, что, действительно, надо пуд соли съесть, чтобы понять этого сумасшедшего автор. А спектакль Саха театра ясен и прост до боли, до слез. Как часто в нашей жизни никто не хочет ничего плохого, но выходит все не так И человек начинает думать, в чем причина? А причина в нем самом: таков ли ты, как думаешь о себе?. Не носишь ли маску приличия, скрывая постыдную суть?, а, может быть, просто, почеловечески заблуждаешься?
В сценографии (Михаил Егоров), костюмах (Сардана Федотова), мизансценическом решении выделяются две группы — актеры и персонажи. То противоборствуя, то объединяясь, они постоянно преображают пространство, опираясь на воображение зрителей и минимальные приемы театра. Свет, цвет и музыка, а точнее звуки сфокусированы в шокирующие удары, танцы — как продолжение «душевного стриптиза». Атмосфера, то сгущается, то разряжается веселым смехом, пока игра не достигает наивысшего напряжения, и разражается в финале воплем: «Что это?! Театр и жизнь? Реальность или иллюзия?» Разверзлись небеса над телом маленькой девочки, укутанной в купальное покрывало, складки которого застыли в мраморной неподвижности.
image3 93ac7Исполнители ролей в постановке новой стилистики, истинной интеллектуальной глубины и правды чувств представили мастерскую работу. Спектакль возвел на новый уровень актерского искусства Альберта Алексеева (Отец), Айталину
Лавернову (падчерица), Матрену Седельникову (Мать). Уже хорошо известных и любимых актеров Романа Дорофеева (старший сын), Ай аала Аммосова (режиссер), Геннадия Турантаева (Мадам Паче) объединил совершенно новый тип ансам блевости. Это особое мастерство режиссера Борисова — работать с пьесами абсурдистского театра, театра модернистского и постмодернистского, актеров которого объединяет не элементарная причинноследственная связь, а логика иного уровня — системного мыш ления. Потому ине просто сыграть Пиранделло, чтобы он не превратился в сентиментальную мелодраму или в жесткую циничную комедию.
Здесь потребовалось большое мастерство переводчика Майи Докторовой, задачей которой было создать текст, не утративший лаконизма автора, емкости его фразиро вок в сочетании с непринужденным живым якутским языком. Это уже вторая пьеса Пиранделло, переведенная Майей Кимовной на якутский язык. Первой была «Гиганты Горы», также поставленная в Саха театре. Создатели спектакля «Шесть персонажей. «оценили качество перевода по высшему баллу.
«Мертвые» персонажи, маски, манекены, актеры, наконец, ожившие персонажи и мы — живые люди в зале проходим череду метаморфоз, ужасающих и очищающих.
Так поставить этот спектакль может только режиссер, который всем своим «донным я» знает и любит театр, знает и любит жизнь.

Валентина Чусовская

  • Добавить в Словарь
     
    • Новый список слов для Белорусский → Русский...
       
    • Создать новый список слов...
  • Копировать
Вернуться назад  

Коллектив театра

Линия жизни

Иван Шакуров

И.Ю. Пестряков

Афиша

Олоҥхо театра “Күн Эрили” диэн оҕолорго аналлаах куукуланан испэктээкилгэ ыҥырар
"Күн Эрили"Олунньу 19 20 күннэригэр 1100 1500 чаастан А.Е. Кулаковскай аатынан Норуоттар доҕордоһууларын Дьиэтигэр Олоҥхо...
Театр Олонхо приглашает на детский кукольный спектакль «Кюн Эрили»
Театр Олонхо 19 и 20 февраля 2021 г. в 1100 1500 ч. приглашает в Дом...

Поиск