Об Арктическом центре эпоса и искусств

Еще в 1927 году первый председатель правительства якутской автономной республики Платон Ойунский, которого якутский народ назвал великим поэтом сравнимым с Гомером, мечтая о будущем республики в своем эссе «Великий 100-летний план» писал о строительстве через столетие в Якутске: «Блистая, переливаясь радужными гранями на солнце, возвеличится на берегу священного озера Сайсары хрустальный дворец, соберется в нем весь славный люд Срединного мира, независимо от веры и расы. И будет держать в нем высокий совет, радуясь результатам столетнего плана. Подобно ладному слогу олонхо, потечет жизнь отныне светлая и счастливая».

Введение

Наступило новое время и вызвало к жизни новую парадигму культуры. В чем ее новизна? Сегодня перефразируя классика можно говорить о трех источниках и трех составных частях северной культуры: арктической, азиатской и русско-европейской. Культуроустроительная энергия народов республики должна продолжаться, в направлении северного вектора, выражающего сущность духовных устремлений народов, населяющих климатическую зону вечной мерзлоты. Участие множества этносов в нише северной культуры, опирающейся на цивилизацию Востока и Запада, подтверждает культурообразующее начало географии в жизни человека.

Начало было положено 13 марта 2017 года в здании МИД России, где министр С.В. Лавров, советник Президента России по культуре В.И. Толстой, Ответсекретарь ЮНЕСКО Г.Э. Орджоникидзе и главы пяти национальных республик России поддержали строительство Международного центра эпоса евразийских народов в Якутске.  

7 июля 2017 года создание Центра эпоса поддержала Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова, о чем подписано Коммюнике с Республикой Саха (Якутия).  

5 декабря 2017 состоялся республиканский конкурс на архитектурное решение объекта. Прошли общественные обсуждения проекта.     

2 апреля 2019 года резолюция о поддержке создания Центра эпоса вошла в итоговый документ парламентских слушаний в Госдуме, организованном Комитетом по делам СНГ и евразийской интеграции.  

27 апреля 2019 года Глава Республики А.С. Николаев на торжественном собрании общественности, посвященном Дню Республики объявил о планах строительства Арктического центра эпоса и искусств.  

В июле 2019 года Глава республики также дал поручение провести работу, итогом которой станет придание Арктическому центру статуса «Центр ЮНЕСКО категории II в сфере нематериального наследия», который предполагает федеральное финансирование деятельности Центра. 

Учитывая, что эпическое наследие народов мира имеет мощный объединительный и гуманистический потенциал, одной из стратегических миссий Арктического центра эпоса и искусств, станет содействие Республики Саха (Якутия) в наступательном развитии и доминировании «мягкой силы» России в арктических регионах мира.

О новом объекте АЦЭИ 

Многофункциональное, общественное социально-культурное пространство, суперсовременное здание с национальной архитектурой. В состав Арктического центра войдут Госфилармония им.Г.М. Кривошапко, Театр Олонхо и Саха театр им. П.А. Ойунского, выставочные залы для музеев, общественные пространства, залы для саммитов и конгрессов, репетиционные базы для ансамблей.  На сегодня в работе находятся архитектурная концепция, примерные технические параметры и объем расходов, дающие общее представление о проекте.   Зал Филармонии рассчитан на 700 мест, Саха театра на 450 мест и Театра Олонхо на 350 мест. Уникальная возможность объединения залов-трансформеров даст общим итогом до 1500 тысяч мест. Расположится на берегу озера Сайсары. Площадь участка – до 30  тысяч кв.м., площадь застройки – до 10 тыс.кв.м., общая площадь объекта – около 24 тыс.кв. метров.  

Планируемые сроки

Ввод объекта — поэтапный. К завершению года столетия Якутии в 2022 году — зал Госфилармонии, через год-полтора — зал Саха театра и Театра Олонхо. Строительство на основе ГЧП дает возможность продления срока финансирования на 11 лет, до 2030 года когда будет оплачен весь контракт. 

Почему не школы или мост?

Потому-что проект, как статья расходов, другой. Частный инвестор готов вложиться именно в Центр эпоса, а не мост.  

Функции Арктического центра эпоса и искусств

  1. театральный комплекс с 3 зрительскими залами, репетиционными помещениями; 
  2. музыкально-концертный комплекс;  
  3. музейно-выставочная функция; 
  4. координирующий, управляющий центр, штаб-квартира Центра категории 2 ЮНЕСКО; 
  5. функция конгресс-холла (проведение саммитов, форумов, общественно-культурных мероприятий республиканского и международного уровня); 
  6. кинотеатральная (IMAX-кинозал); 
  7. проведение традиционных фольклорных мероприятий; 
  8. научно-исследовательская функция, медиа-библиотека; 
  9. инфраструктурная функция (киоски, ресторан, мастерские). 

Варианты трансформации зрительских пространств

Универсальный комплекс обеспечит возможность не менее восьми вариантов организации мероприятий в соответствии с исполняемой задачей: 

1.Базовый. Проведение одновременно четырех мероприятий различных жанров независимо друг от друга в четырех залах с обеспечением звукоизоляции. Количество зрителей – более 1.500.

2.Общий. Объединение Залов «Олонхо» и «Драма» для общего мероприятия различного жанра с одной сценой, общим звуком и светом. Количество мест – 800.

3.Концертный. Проведение концерта в зале на 700 мест.  

4.Театральный. Проведение спектакля в зале на 450 мест с изоляцией от двух других залов.  

5.Обрядовый. Проведение ритуально-обрядовых действ в Зале «Выставочно-обрядовый» с изоляцией от других залов.  

6.Конгресс-холл. Проведение саммитов, конгрессов, форумов с одной  сценой с объединением Залов «Драматический» и «Олонхо» с общим количеством посадочных мест – 1 500.   

7.Выставка. Проведение экспо, биеннале различных видов с использованием всего пространства комплекса и четырех залов. 

8.Кинотеатральный. Возможность просмотра кинофильмов формата IMAX. 

При строительстве и функционировании Арктического центра эпоса и искусств в ближайшее время культура Республики займет свою неоспоримую нишу в северо-восточном регионе и во всей России, станет значимой и через северные страны включится в контекст мировой культуры.  

__________ 

Зачем нужен Арктический центр эпоса?

1.Каждый найдет в Центре эпоса занятие по душе. 

2.Якутии, нам будет чем гордиться. Якутск преобразится. 

3.Не хлебом единым. Разруха в головах. Первично сознание и духовное. 

4.Успешность региона в России и мире – основа успеха каждого из нас. 

5.Экономия затрат – утром стулья, деньги вечером.  

Для сравнения: 

•Строительство четырех Центров культуры в Кемерове, Владивостоке, Севастополе и Калининграде оценивается в 120 млрд рублей (по 30 млрд рублей каждый). 

•Строительство здания второй сцены Мариинского театра общей площадью 80 тыс. кв. м. построенное в 2013 году обошлось в 22 млрд рублей. 

•Строительство Арктического центра – до 18 млрд., 1,6 млрд в год до 2030 года (11 лет).  

Два примера из мирового опыта:

Черчилль. Во время войны Черчиллю принесли на рассмотрение бюджет страны. Полистав документ, он спросил:
— А где же затраты на культуру?
— Так война же идёт! Какая культура?
— Если нет культуры, так зачем мы тогда воюем? — удивился Черчилль.

Центр Помпиду. В 1968 президент Шарль де Голль объявил о строительстве новой библиотеки. Его преемник Жорж Помпиду, принял проект и объединил его с музеем современного искусства. Строительство было встречено с сопротивлением местными жителями и с большим недовольством. Несмотря на протесты, строительство успешно завершилось через 9 лет в 1977 году.  Жорж Помпиду буквально волевым решением пробил строительство здания именно в депрессивном квартале. Ныне Центр Помпиду является самым посещаемым туристическим объектом Парижа. Занимает третье место  после Лувра и Эйфелевой башни. Ежегодно посещает более 6 млн. туристов, 25 тысяч в день. В Центре открыта большая библиотека, концертные залы, кинотеатры и театры, есть кафе и рестораны, бутики и магазины искусства. В Помпиду находится Институт исследования акустики и музыки. 

Далеко не отходя, примеры в Якутске:

Центральный. В тяжелый 1938 год в Якутске было решено строить новый каменный кинотеатр, который, несмотря на страшную войну, в мае 1942 года был открыт. При строительстве «Центрального» легендарным директором «Якутстроя» Ефимом Жорницким, впервые были применены новые технологии — железобетонные основания-стулья на вечной мерзлоте (одно из первых зданий). Медцентр. До стройки в газетах появлялись критические публикации, что нужно было строить в каждом районе небольшие пункты, чем «эту махину». Но позже население поняло, что создан центр для народа, оборудованный по последнему слову техники.  ВШМ, Цирк, АГИКИ – крупные, затратные стройки, поначалу тоже  встречавшие непонимание и сопротивление. 

И наконец:

План Ойунского. В 30-е годы XX столетия Ойунский смог предвидеть будущее значение эпоса для культурного развития общества. Строительство имеет целью продолжение дела, начатого П.А. Ойунским. Более 100 лет назад в своем эссе «Великий 100-летний план» он писал о строительстве Города олонхо в Якутске: 

«Блистая, переливаясь радужными гранями на солнце, возвеличится на берегу священного озера Сайсары хрустальный дворец, соберется в нем весь славный люд Срединного мира, независимо от веры и расы. И будет держать в нем высокий совет, радуясь результатам столетнего плана. Подобно ладному слогу олонхо, потечет жизнь отныне светлая и счастливая». 

Источник: Евразийское иллюстрированное обозрение

Вернуться назад  

Иван Шакуров

И.Ю. Пестряков

Афиша

“Өрүс бэлэхтэрэ” испэктээк премьератыгар ыҥырабыт!
Дьокуускай куорат олохтоохторо уонна ыалдьыттара!Өксөкүлээх Өлөксөй үйэлээх үтүө аатын өрө тутан кини аатын сүгэр Норуоттар...
Өксөкүлээх Өлөксөй “Ойуун түүлэ” поэматынан испэктээгэр бар дьоммутун ыҥырабыт!
Саха классик суруйааччыта Алексей Елисеевич Кулаковскай айар үлэтин 120 сылынан Олоҥхо тыйаатыра төрүттэмитэ 12 сыла...

Поиск