Об Арктическом центре эпоса и искусств

Еще в 1927 году первый председатель правительства якутской автономной республики Платон Ойунский, которого якутский народ назвал великим поэтом сравнимым с Гомером, мечтая о будущем республики в своем эссе «Великий 100-летний план» писал о строительстве через столетие в Якутске: «Блистая, переливаясь радужными гранями на солнце, возвеличится на берегу священного озера Сайсары хрустальный дворец, соберется в нем весь славный люд Срединного мира, независимо от веры и расы. И будет держать в нем высокий совет, радуясь результатам столетнего плана. Подобно ладному слогу олонхо, потечет жизнь отныне светлая и счастливая».

Введение

Наступило новое время и вызвало к жизни новую парадигму культуры. В чем ее новизна? Сегодня перефразируя классика можно говорить о трех источниках и трех составных частях северной культуры: арктической, азиатской и русско-европейской. Культуроустроительная энергия народов республики должна продолжаться, в направлении северного вектора, выражающего сущность духовных устремлений народов, населяющих климатическую зону вечной мерзлоты. Участие множества этносов в нише северной культуры, опирающейся на цивилизацию Востока и Запада, подтверждает культурообразующее начало географии в жизни человека.

Начало было положено 13 марта 2017 года в здании МИД России, где министр С.В. Лавров, советник Президента России по культуре В.И. Толстой, Ответсекретарь ЮНЕСКО Г.Э. Орджоникидзе и главы пяти национальных республик России поддержали строительство Международного центра эпоса евразийских народов в Якутске.  

7 июля 2017 года создание Центра эпоса поддержала Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова, о чем подписано Коммюнике с Республикой Саха (Якутия).  

5 декабря 2017 состоялся республиканский конкурс на архитектурное решение объекта. Прошли общественные обсуждения проекта.     

2 апреля 2019 года резолюция о поддержке создания Центра эпоса вошла в итоговый документ парламентских слушаний в Госдуме, организованном Комитетом по делам СНГ и евразийской интеграции.  

27 апреля 2019 года Глава Республики А.С. Николаев на торжественном собрании общественности, посвященном Дню Республики объявил о планах строительства Арктического центра эпоса и искусств.  

В июле 2019 года Глава республики также дал поручение провести работу, итогом которой станет придание Арктическому центру статуса «Центр ЮНЕСКО категории II в сфере нематериального наследия», который предполагает федеральное финансирование деятельности Центра. 

Учитывая, что эпическое наследие народов мира имеет мощный объединительный и гуманистический потенциал, одной из стратегических миссий Арктического центра эпоса и искусств, станет содействие Республики Саха (Якутия) в наступательном развитии и доминировании «мягкой силы» России в арктических регионах мира.

О новом объекте АЦЭИ 

Многофункциональное, общественное социально-культурное пространство, суперсовременное здание с национальной архитектурой. В состав Арктического центра войдут Госфилармония им.Г.М. Кривошапко, Театр Олонхо и Саха театр им. П.А. Ойунского, выставочные залы для музеев, общественные пространства, залы для саммитов и конгрессов, репетиционные базы для ансамблей.  На сегодня в работе находятся архитектурная концепция, примерные технические параметры и объем расходов, дающие общее представление о проекте.   Зал Филармонии рассчитан на 700 мест, Саха театра на 450 мест и Театра Олонхо на 350 мест. Уникальная возможность объединения залов-трансформеров даст общим итогом до 1500 тысяч мест. Расположится на берегу озера Сайсары. Площадь участка – до 30  тысяч кв.м., площадь застройки – до 10 тыс.кв.м., общая площадь объекта – около 24 тыс.кв. метров.  

Планируемые сроки

Ввод объекта — поэтапный. К завершению года столетия Якутии в 2022 году — зал Госфилармонии, через год-полтора — зал Саха театра и Театра Олонхо. Строительство на основе ГЧП дает возможность продления срока финансирования на 11 лет, до 2030 года когда будет оплачен весь контракт. 

Почему не школы или мост?

Потому-что проект, как статья расходов, другой. Частный инвестор готов вложиться именно в Центр эпоса, а не мост.  

Функции Арктического центра эпоса и искусств

  1. театральный комплекс с 3 зрительскими залами, репетиционными помещениями; 
  2. музыкально-концертный комплекс;  
  3. музейно-выставочная функция; 
  4. координирующий, управляющий центр, штаб-квартира Центра категории 2 ЮНЕСКО; 
  5. функция конгресс-холла (проведение саммитов, форумов, общественно-культурных мероприятий республиканского и международного уровня); 
  6. кинотеатральная (IMAX-кинозал); 
  7. проведение традиционных фольклорных мероприятий; 
  8. научно-исследовательская функция, медиа-библиотека; 
  9. инфраструктурная функция (киоски, ресторан, мастерские). 

Варианты трансформации зрительских пространств

Универсальный комплекс обеспечит возможность не менее восьми вариантов организации мероприятий в соответствии с исполняемой задачей: 

1.Базовый. Проведение одновременно четырех мероприятий различных жанров независимо друг от друга в четырех залах с обеспечением звукоизоляции. Количество зрителей – более 1.500.

2.Общий. Объединение Залов «Олонхо» и «Драма» для общего мероприятия различного жанра с одной сценой, общим звуком и светом. Количество мест – 800.

3.Концертный. Проведение концерта в зале на 700 мест.  

4.Театральный. Проведение спектакля в зале на 450 мест с изоляцией от двух других залов.  

5.Обрядовый. Проведение ритуально-обрядовых действ в Зале «Выставочно-обрядовый» с изоляцией от других залов.  

6.Конгресс-холл. Проведение саммитов, конгрессов, форумов с одной  сценой с объединением Залов «Драматический» и «Олонхо» с общим количеством посадочных мест – 1 500.   

7.Выставка. Проведение экспо, биеннале различных видов с использованием всего пространства комплекса и четырех залов. 

8.Кинотеатральный. Возможность просмотра кинофильмов формата IMAX. 

При строительстве и функционировании Арктического центра эпоса и искусств в ближайшее время культура Республики займет свою неоспоримую нишу в северо-восточном регионе и во всей России, станет значимой и через северные страны включится в контекст мировой культуры.  

__________ 

Зачем нужен Арктический центр эпоса?

1.Каждый найдет в Центре эпоса занятие по душе. 

2.Якутии, нам будет чем гордиться. Якутск преобразится. 

3.Не хлебом единым. Разруха в головах. Первично сознание и духовное. 

4.Успешность региона в России и мире – основа успеха каждого из нас. 

5.Экономия затрат – утром стулья, деньги вечером.  

Для сравнения: 

•Строительство четырех Центров культуры в Кемерове, Владивостоке, Севастополе и Калининграде оценивается в 120 млрд рублей (по 30 млрд рублей каждый). 

•Строительство здания второй сцены Мариинского театра общей площадью 80 тыс. кв. м. построенное в 2013 году обошлось в 22 млрд рублей. 

•Строительство Арктического центра – до 18 млрд., 1,6 млрд в год до 2030 года (11 лет).  

Два примера из мирового опыта:

Черчилль. Во время войны Черчиллю принесли на рассмотрение бюджет страны. Полистав документ, он спросил:
— А где же затраты на культуру?
— Так война же идёт! Какая культура?
— Если нет культуры, так зачем мы тогда воюем? — удивился Черчилль.

Центр Помпиду. В 1968 президент Шарль де Голль объявил о строительстве новой библиотеки. Его преемник Жорж Помпиду, принял проект и объединил его с музеем современного искусства. Строительство было встречено с сопротивлением местными жителями и с большим недовольством. Несмотря на протесты, строительство успешно завершилось через 9 лет в 1977 году.  Жорж Помпиду буквально волевым решением пробил строительство здания именно в депрессивном квартале. Ныне Центр Помпиду является самым посещаемым туристическим объектом Парижа. Занимает третье место  после Лувра и Эйфелевой башни. Ежегодно посещает более 6 млн. туристов, 25 тысяч в день. В Центре открыта большая библиотека, концертные залы, кинотеатры и театры, есть кафе и рестораны, бутики и магазины искусства. В Помпиду находится Институт исследования акустики и музыки. 

Далеко не отходя, примеры в Якутске:

Центральный. В тяжелый 1938 год в Якутске было решено строить новый каменный кинотеатр, который, несмотря на страшную войну, в мае 1942 года был открыт. При строительстве «Центрального» легендарным директором «Якутстроя» Ефимом Жорницким, впервые были применены новые технологии — железобетонные основания-стулья на вечной мерзлоте (одно из первых зданий). Медцентр. До стройки в газетах появлялись критические публикации, что нужно было строить в каждом районе небольшие пункты, чем «эту махину». Но позже население поняло, что создан центр для народа, оборудованный по последнему слову техники.  ВШМ, Цирк, АГИКИ – крупные, затратные стройки, поначалу тоже  встречавшие непонимание и сопротивление. 

И наконец:

План Ойунского. В 30-е годы XX столетия Ойунский смог предвидеть будущее значение эпоса для культурного развития общества. Строительство имеет целью продолжение дела, начатого П.А. Ойунским. Более 100 лет назад в своем эссе «Великий 100-летний план» он писал о строительстве Города олонхо в Якутске: 

«Блистая, переливаясь радужными гранями на солнце, возвеличится на берегу священного озера Сайсары хрустальный дворец, соберется в нем весь славный люд Срединного мира, независимо от веры и расы. И будет держать в нем высокий совет, радуясь результатам столетнего плана. Подобно ладному слогу олонхо, потечет жизнь отныне светлая и счастливая». 

Источник: Евразийское иллюстрированное обозрение

Вернуться назад  

Иван Шакуров

И.Ю. Пестряков

Афиша

"Туйаарыма Куо" (Китай) в исполнении Пекинского театра опера Куньцю
«Светлоликая Туярыма Куо» пьеса П.А. Ойунского созданная по сюжету олонхо «Нюргун Боотур Стремительный». История...

Поиск