Олоҥхоһут уонна учуутал

Олоҥхоһут уонна учуутал

Аржакова А.И., саха тылын уонна литературатын учуутала,
«Айыы Кыһата» оскуола директоры үѳрэх чааһыгар солбуйааччы

arjakova ai 87989Киһиэхэ уларыйар, уларытар, тупсарар санаа кыһалђа тирээтэђинэ үөскүүр, киирэр. Онуоха киһи инники хардыыларын алђастарын көрөр, ырытынар. Бу санаабын бүтүн норуокка, омукка сыһыаран көрөбүн уонна өбүгэм саха  үөрэђэр эргиллэбин. Оччођо: «Былыргы сахађа  учуутал,  үөрэх диэн баара дуо? Ол тугуй-кимий? Хайдађый?» - диэн ыйытыылар элээрэ көтөн кэлэн, ойођоспуттан кэйиэлээбитинэн бараллар. Онуоха сахађа баар үс уһуйааччыттан олоңхоһукка тохтуубун. Тођо? Олоңхоһут идэтэ учуутал үлэтигэр олус маарынныыр эбит диибин. Ону П.А.Ойуунускай «Дьулуруйар Ньургун Боотур» олоңхотун киирии тылын ырытан, тэңнээн көрөн билэбин. Бастакы таблицаттан олоңхоһут уонна учуутал чахчы биир оруоллаахтар эбит диэн түмүккэ кэллим.

Подробнее...
 

Олоҥхо ис хоһоонунан оонньуу

Таатта улууһа
П.А.Ойуунускай аатынан Чөркөөх орто оскуолата

Аржакова А.И.

Олоңхо ис хоһоонунан оонньуу
Сценарий

2004 с

Арђаһыттан тэһииннээх
Айыы хаан айма5ын
А5алара буолбут
Саха Саарын тойон,
Көхсүттэн тэһииннээх
Күн айыы ууһун
Ийэлэрэ буолбут
Сабыйа Баай хотун
Бастахха бараммат
Бар5а баайданан,
Кэстэххэ кэхтибэт
Кэтит кэскиллэнэн
Орто туруу бараан дойдуга
Байан-тайан олорбуттара эбитэ үһү.
Абааһы айма5ын
Аңаарыйар ааттаахтара,
Илиэһэй бииһин
Иирэр бэртэрэ
Айыы дьонун
Ата5астаан ааһаллара
Урут да баара үһү.
Күн өркөн ууһун
Күңңэ көрбүт
Көмүс күөрэгэйдэрин
Кыыс о5олорун
Абааһы уолун адьарайа
Уоран-талаан барбыт.
Айыы дьонун
Араңаччылыырга анаммыт,
Күн айыы дьонун
Көмүскүүргэ анаммыт
Буула5а таһаалаах
Бухатыыр дьон
Айыы кыыһын быыһыы
Айаңңа туруммуттара...

Подробнее...
 

Волшебный мир олонхо

Волшебный мир олонхо

Катерина Григорьева

Где-то в подсознании, глубинах памяти живет ощущение того, что когда-то это все виделось. Как детский сон –многоцветный, необъятный чудесный мир. Ведь все это было: и высокое небо, и деревья-исполины, и сильные, красивые люди- весь этот мудрый могучий мир. Он жил во мне всегда, как и тысячелетия назад, в крови и душе моих предков. Есть ли хоть что-то, хотя бы частичка меня в этом фантастически красивом мире? Или нам уже не дано соприкоснуться и он все дальше и дальше- как неизведанная планета, манящая своим звездным сиянием в бесконечном пространстве? Так, устремись же, душа- туда, к сияющим вершинам волшебного мира олонхо и может быть, тогда ты постигнешь свое истинное предназначение в этом Срединном мире?...

В ноябре 2005 года Всемирная организация ЮНЕСКО провозгласила якутский героический эпос олонхо шедевром духовного наследия человечества. Величие и совершенство олонхо как уникального творения народа признано отныне на всемирном планетарном уровне. Мы сегодня гордимся этим фактом и чувствуем, что это огромный прорыв, начало нового этапа в истории и культуре , переворот в самосознании народа. Но насколько мы, ныне живущее поколение знаем свой шедевр? Увы, приходится признать, что слушать олонхо, чувствовать всю красоту и мощь языка, проникнуть в его понимание -мы не умеем. По словам специалистов, культура олонхо на грани исчезновения. И признание ЮНЕСКО на мировом уровне- может быть, последний шанс на его спасение.

Подробнее...
 

Нимҥакан – эвенкийский героический эпос.

Нимҥакан – эвенкийский героический эпос.

Народный певец В.Г. Исаков

theatre 027Наиболее значительным из всех жанров эвенкийского фольклора является героическое сказание: нимҥакан у эвенков Якутии, Хабаровского края, Приамурья, нимкан у сахалинских эвенков, улгур у забайкальских. У всех других групп эвенков термином "нимҥакан" называют как героические сказания, так и все виды сказок и мифов.
Наиболее полные записи героических сказаний были сделаны от восточных эвенков, проживающих в Якутии, Амурской, Сахалинской областей и Хабаровского края.
У северо-западных эвенков по М.Г. Воскобойникову в 60-е годы 20-го столетия "эпос, подобный песням сахалинских эвенков, уже исчез полностью". У северных эвенков Нижней Тунгуски, Оленька, Анабара много хосунских преданий, которые были опубликованы в первой половине 20–го века. Такие же предания были записаны у нганасанов, долган, у северных якутов. Сравнительное исследование эпических сказаний о хосунах провел И.С. Гурвич и пришел к выводу, что «хосунские сказания первоначально оформились в тунгусской среде". С пением героев эти сказания исполнялись или нет, этого не могу сказать.

Подробнее...
 

Туруулаһыы. Саха сиригэр государственность сайдыытын түһүмэхтэрэ

Туруулаһыы.
Саха сиригэр государственность сайдыытын түһүмэхтэрэ

Гаврил АНДРОСОВ

androsov 86a57Сахаларга государственность өйдөбүлэ хаһааөөыттан үөскээбитэй? Аатырбыт учуонай Л.Н.Гумилев Байкал күөл тулатыгар олорбут сахалар өбүгэлэрэ «Үч курыкан» диэн ааттаах государствоны тэринэ сылдьыбыттарын суруйар. Биир интервьютыгар историческай наука доктора А.Н.Алексеев: «Өбүгэлэрбит государственность сорох өйдөбүллэрин илдьэ кэлбиттэрэ»,--диэн этэн турардаах. Итини номохторго ахтыллар саха төрдө Эллэй Боотур аатыгар «эл», «ил» диэн түүр тыллаах норуоттарга государствоны бэлиэтиир тыл баара, хайа эрэ өттүнэн, эмиэ бигэргэтэр курдук...

Нуучча айанньыттара Өлүөнэ өрүс орто сүүрүгүн булууларыгар урааҥхай сахаларга государственность ханнык эрэ көрүҥэ баарын академик А.П.Окладников, профессор С.А.Токарев курдук бөдөҥ учуонайдар бэлиэтииллэр. Оттон Саха сириттэн төрүттээх нуучча историга Г.А.Попов: «...на Лене вновь стало сформировываться в миниатюре тюркское государство»,--диэн суруйар. Ити санаатын сайыннарар чинчийээччи: «Не будь обстоятельств внешних событий 2-го десятилетия XVII в., мы увидели бы на Лене Якутское ханство под управлением кангаласской фамилии "Тыгынов", в составе которого объединились бы не только все якуты, но и были бы вовлечены тунгусы (эвенки) и палеоазиатские племена севера»,--диэн дириҥ сабаҕалааһыны оҥорор.

Подробнее...
 


Страница 69 из 73

Иван Шакуров

И.Ю. Пестряков

Поиск