“Дьулуруйар Ньургун Боотур” маҥнайгы ырыата ылланна

nb 09267Саха киһитэ күүтэр-кэтэһэр үгэстээх. Ол кэмэ кэллэ эрэ – кинини ким да туппат, туох да мэһэйдэспэт. Ыам ыйын 12 күнүгэр Саха тыйаатырыгар дьон олоҥхо истээри лыык курдук мустан, бэл киирэр аан хатаммытыгар итинник дии санаатым.
Виталий Власов маннык курдук киэҥ хабааннаах, саха астынар гына толкуйдаан таһаарбыта – “Олоҥхо – олоххо” диэн ааттанан, чахчы айымньыттан эрэ ураты, толорууттан эрэ үрдүк, эйгэттэн эрэ истиҥ буолла ээ. Былатыан Ойуунускай “суоһурҕанан олорон, отут суол олоҥхоттон” оҥорон таһаарбыт олоҥхотун маҥнайгы ырыатын биир да тылын көтүппэккэ толордулар! Көрөөччү буоллар олорор сир ордумуна – ханна түбэһиэх олорон истэ, турааччы туран эрэ көрдө-иһиттэ, төннөөччү да өттө аан диэки барыан баҕарбатах киһи майгытынан: “аны да көрдөрөллөр ини” дии-дии төнүннэ. Былыргыны билбит суох эрээри, улахан олоҥхоһут киэһэлэригэр дьон мустуутун син маннык курдук кэпсииллэр дии. Онуоха эбии биһиги Сахабыт тыйаатыра барахсан киччим да санааны сатаан харыстыыр эйгэлээҕэ – ханан да кыараҕас баарын, кыбыллан олоруу санаатын үөскэппэтэ ээ. Ол да гыннар, балаҕан иһин толору тунуйбут кэтэһии-манаһыы, туох эрэ күндүнү, күүтүүлээҕи кэтэһии. Событие саҕаланна!

Подробнее...
 

Күннүк Уурастыырап – сандал саас ырыаһыта

Күннүк Уурастыырап – сандал саас ырыаһыта

ku c6a4fКүннүк Уурастыырап аата, айар үлэтэ сааскы кэми кытта ыкса ситимнээх. Поэт ыам ыйыгар күн сирин кɵрбүтэ. Сааһы, сааскы айылҕаны таптаан хоһуйбута. 20-30- с сыллардааҕы саха поэзиятын «сааскы поэзия» диэн сүрэхтээбиттэрэ. Күннүк Уурастыырап айымньыта бу поэзия биир чыпчаала буолбута. Тулаайах улааппыт уолчаан олох уларыйар кирбиитигэр түбэһэн, үɵрэхтэнэн, тɵрɵɵбүт кыраайын уһуктуутун туойар дьолго тиксибитэ. Уурастыырап туойар сааскы кэмэ – саҥа олох, эдэр саас, уһуктуу бэлиэтэ буолбута.
60-тан тахса сыл устата 500-чэкэ хоһоону айан хаалларбыта, ол иһигэр санаа түһүүлээх айымньыны булар күчүмэҕэй. Ити дьиҥ күүстээх санаалаах, сырдык дууһалаах киһи бэлиэтэ дии саныыбыт. Олоҕун тиһэх кэмэ эмиэ сааскыга түбэспитэ.
Бу түбэһиэх буолбатаҕа буолуо. Дьиҥ чахчы кэрэ киһи буолан, олоххо үчүгэйи, кэрэни таба кɵрɵн, ону туойан-хоһуйан, айар тылын кылааннаабыт, талба талаанын арылыппыт киһи сандал саас салалларын, айылҕа уһуктарын салгыбакка ыллаатаҕа, хоһоонугар холбоотоҕо.

Подробнее...
 

Хакасский героический эпос

ХАКАССКИЙ ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС. Героич. сказания хакасов называются «алыпты нымах» или «чалы нымах», т. е. «сказания о воинских подвигах богатырей». Их объем составляет от 1,5 тыс. до 30 тыс. и более стих. строк. Традиц. форма исполнения – горловое пение (хай) в сочетании с речитатив. декламацией под аккомпанемент щипковых народ. инструментов хомыса или чатхана. В процессе многовекового развития героич. сказания обрастали новыми мотивами, сюжетами, о чем свидетельствует их тематич. богатство. Традиционно выделяются ведущие темы: борьба героев с чудовищами, героич. сватовство, семейные конфликты, борьба с набегами. Внутри каждой из них имеются и др. темы, мотивы, идеи, к-рые получают развитие в эпосе. Сюжетно-композиц. линия сказаний основана на поступат. развертывании событий. Сюжет составляют выстроенные в единую цепь осн. традиц. эпич. мотивы. Выпадение звеньев или перестановка мотивов могут изменить хар-р повествования или придать ему новый оттенок. В Х. г. э. выделяются 3 сюжетно-повествоват. типа: о героях 1 поколения, 2 и 3 поколений.

Подробнее...
 

Р. З. Кыдырбаева. Эпос "Манас"

Р. З. Кыдырбаева. Эпос "Манас"

Легендарный эпос кирг. народа "Манас" — монумент. произведение, прославляющее мужество, воинскую честь, любовь к Родине. На протяжении всей многовековой истории киргизы вели героическую борьбу с чужеземными захватчиками, отстаивая свою свободу и независимость. Могучая сила сопротивления, мужество и героизм спасли киргизов от полного уничтожения, каждое сражение изобиловало подвигами верных сыновей и дочерей народа.
Мужество и доблесть стали вечной темой воспевания. Этим объясняется героический характер кирг. эпич. поэм вообще и эпоса "Манас" в особенности. "Манас" как древний образец киргизского эпоса представляет собой широкое художеств. отображение борьбы кирг. народа за свою свободу, независимость, его мечты о справедливости и лучшей доле. При отсутствии зафиксированной истории, скудости письменной лит-ры "Манас" наряду с др. жанрами устной поэзии заменял кочевому народу и письменную литературу, и изобразит, искусство, и театр. Это было своего рода обобщённое искусство, содержащее в зачатке все виды искусства.

Подробнее...
 

Народные обычаи и традиции в эпосе «Джангар»

Устное народное творчество калмыков богато и многообразно. Это сказки, легенды, пословицы, поговорки, загадки, благопожелания и эпические песни. Но особое место в этой сокровищнице занимает калмыцкий героический эпос «Джангар».

На протяжении многих веков, а некоторые исследователи считают, что «Джангару» не меньше тысячи лет, калмыки исполняли эпос, дополняя его и передавая из поколения в поколение, из уст в уста. И сегодня, в век всеобщей компьютеризации, «Джангар» по-прежнему является самым ярким, любимым произведением народа, став в его сознании священным. Подчеркнем, что все это бесценное богатство сохранилось в памяти народа благодаря нашим предкам-сказителям, знавшим наизусть все песни о героях эпоса.

«Джангар» представляет огромный интерес не только тем, что в нем рассказывается о героизме, храбрости и отваге калмыцких богатырей. А и тем, что в нем таится кладезь народной мудрости и житейского опыта, национальных традиций и обычаев, культуры и духовности. Эпос – это бесценный источник на-родной педагогики. Идеи эпоса сегодня подходят для возрождения и развития национальной культуры, языка и духовности, для формирования ценностных качеств и воспитания подрастающего поколения. Вековые морально-этические традиции, описанные в эпосе, позволяют говорить о том, что наши предки жили по принципам истины, добра и красоты.

Подробнее...
 


Страница 6 из 71

Иван Шакуров

И.Ю. Пестряков

Афиша

“ҮС НЬҮКЭН ТҮГЭҔЭР”
Олоҥхо театра Муус устар 2829 күннэригэр киэһэ 17 чаастан Сэмэн Ермолаев – Сиэн Өкөр “Алаас...

Поиск