Ыһыах, алгыс, оһуокай

Самаан сайын сатыылаата, күөххэ үктэннибит, үтүө кэмнэр саҕаланнылар. Былыргы биһиги төрүттэрбит бу кэми үөрэ-көтө көрсер, көрүлүүр-нарылыыр кэмнэрэ. Бэл, саамай былыр Я. Линденау суруйарынан, ыһыах ыйа диэн ааттыыллар эбит. Түөлбэлэринэн, аҕа уустарынан, кэлин бүтүн нэһилиэгинэн, улуустарынан ыһыахтары тэрийэн ыыталлара.
Өксөкүлээх Өлөксөй хомуйан таһааттарбыт өһүн хоһоонноругар “Учан булуута, Дьэргэстэй ыһыаҕа, Омоллоон олоҕо” диэн уос номоҕо баара мээнэҕэ буолбатах. Ыһыаҕы тэрийэн ыыппыт дьоннор ааттара кыбылла сылдьар быһыылаах. Омоллоон саха өбүгэ төрүтэ, Дьэргэстэй диэн ааттаах дьоннор баар буоллахтара.
Онтон сахалар төрүттэрин үөрэтэр кыраайы үөрэтээччи, доцент М.Н. Григорьев дойдутугар Учан диэн ааттаах булчут олоро сылдьыбытын ахтар. Онон бултаан-алтаан, сылгы-сүөһү тэринэн, кымыс оҥостон, астаах-үөллээх ыһыаҕы тэрийбиттэрэ сэрэйиллэр.
Оттон үһүйээннэргэ кэпсэнэринэн, сахаларга маҥнайгы ыһыаҕы тэрийбит, ыһыах тэриллэрин оҥорбут, сиэри-туому, ыһыах алгыһын толорбут киһинэн Эллэй эһэбит буолар. Кинини Г.В. Ксенофонтов мифологияҕа сыһыары тутан, культурнай герой курдук көрөр. Дьэ ол иһин оһуокай тылларыгар «Эллэй эһэбит саҕаттан этиллибит эһиэкэй, Омоҕой баайбыт саҕаттан олохтоммут оһуокай” диэн үгүстүк этэн аһарааччылар. Онон сахалар сайын кэлиитэ ыһыахтыыр үгэстэрэ бэрт былыргыттан олохсуйбуттара. Ол үгэстэрин сэбиэскэй былаас олохтонуор диэри тутуһан кэлбиттэрэ.

Подробнее...
 

Олоҥхо Ассоциацията — Бүлүү бөлөх улуустарга

Elena 2 950x540 26a4b«Олоҥхо Ассоциацията» уопсастыбаннай тэрилтэ салалтатынан өрөспүүбүлүкэ уопсастыбаннаһын, оҕолору, ыччаттары киэҥник түмэ тардан, олоҥхону үйэтитэр, эдэр ыччакка тиэрдэр, тарҕатар үлэ Саха сирин үрдүнэн киэҥ далааһыннаахтык, тиһиктээхтик ыытыллар.

Үлэ саҥа таһымҥа тахсар

2018 сылга көһө сылдьар мунньахтар, олоҥхо тула араас таһымнаах кэпсэтиилэр, Ассоциация филиалларын нөҥүө улуустарга салгыы ыытыллаллар. Миэстэтигэр тиийэн дьону кытта үлэ-хамнас, баар кыһалҕалар тустарынан аһаҕастык кэпсэтии, сүбэ-ама биэрии, көмөнү тэрийии үчүгэй түмүктэри көрдөрөр. Дьон санаата кэлэн, өрө көтөҕүллэн, олоҥхону үйэтитии, ыччакка тиэрдии үлэтэ саҥа таһымҥа тахсар.

Муус устар 9-12 күннэригэр Ф.В.Шишигина салайааччылаах Олоҥхо Ассоциациятын дээлэгээссийэтэ, дьон өйүн-санаатын түмэр, көмөлөһөр сыаллаах-соруктаах, төрүт үгэстэрин тутан олорор Ньурба, Сунтаар, Үөһээ Бүлүү, Бүлүү улуустарыгар Көһө сылдьар мунньах, семинар ыытан уонна култуурунай нэһилиэстибэнэн матырыйаал хомуйан, бэрт таһаарыылаахтык үлэлээн, сыалын-соругун ситиһэн кэллэ.

Подробнее...
 

Олонхо на «Золотой маске»: эпический феминитив

hqdefault db0f2Олонхо якуты привозят на «Золотую маску» уже в третий раз. И, так уж получилось, что в центре всех трех этих постановок – женщина.
В 2001 году главную театральную премию России получил Андрей Борисов за спектакль Саха Театра «Кыыс Дэбилийэ» с великолепной Степанидой Борисовой – своей женой, музой и соратницей – в заглавной роли.

Именно в этом спектакле впервые с большой драматической сцены звучало – и как звучало! - традиционное якутское горловое пение кылыhah в исполнении Степаниды, в те годы больше известной за пределами республики как этно-рок-певица. Если не ошибаюсь, это была вообще первая театральная постановка Олонхо после советской оперы «Ньюргун Боотур». Выбирая из многообразия эпоса сюжет о суровой небесной деве-воительнице из рода айыы, по просьбе людей Срединного мира спускающейся на землю для жестокой битвы с силами зла-абааhы, режиссер сделал ставку на Степаниду, на ее харизму – и не прогадал. «Чудесное горловое пение Степаниды Борисовой, величественной и статной исполнительницы заглавной роли.

Подробнее...
 

Воительница-Джырыбына Театр «Олонхо», Якутск

Мы живем в Срединном мире между Верхним и Нижним.
В олонхо, как и в эпосах каждого народа,
речь идет о светлом и темном начале жизни и
об ответственности человека не только за все
свои поступки, но и за состояние мира.
Когда снизу к нам проникает зло, тогда мы становимся
недобрыми и надо этому противостоять.
Только тогда от нас зависит, каким будет он,
наш Срединный мир, благословенный богами.

Матрена Корнилова

 2018 20180402 1481376522 1df1cЗа трудным для произношения названием спектакля театра «Олонхо» «Воительница-Джырыбына» скрывается увлекательная, напоминающая фэнтези, сказочная история о девушке, в которой проснулась чудодейственная сила – она стала отважным воином, защищающим Срединный мир (мир людей и животных) от демонов и колдунов. Сражаясь со злом, героиня не только обретает себя, но и находит любовь.
Древний эпос народа Саха, поставленный Матреной Корниловой, опирается на опыт знаний и традиций, накопленных предками, использует мистериальную символику и обращается к шаманскому обряду. Вместе с тем, он представляет собой современное динамичное драматическое действо, где мощный темперамент актерского ансамбля помножен на эффектные пластические решения, завораживающие арии – тойук и обусловленный законами олонхо «интерактив». (Если вам повезет и в зале будут якуты, вы испытаете настоящий восторг от импровизаций актеров, вступающих в сговор с публикой.)
Спектакль «Воительница-Джырыбына» – прекрасный пример того, как молодой театр, созданный на рубеже ХХ–ХХI веков, пробуждает в зрителях культурную память, отталкиваясь от опыта классических театров древности, рождает свой собственный театральный язык, оставаясь современным и востребованным.

Алла Шевелева
Источник http://www.goldenmask.ru

 

"Воительница-Джырыбына", реж. Матрена Корнилова, театр Олонхо, Якутск

Q5NW Iv0vRo 1d15aПрошедшая программа "Золотой Маски" не была самой интересной за последние годы, но уж точно была рабочей, деловой, очень ясно и полноценно представившей палитру театральной России. Я очень порадовался за награды Ксении Перетрухиной, Дмитрию Данилову, Гоголь-центру, спектаклю "Чук и Гек", Вячеславу Ковалеву и, в особенности, Хабаровскому ТЮЗу.

Но на этой "Маске" для меня был еще один важный спектакль - якутский. Якутия давно не попадала в номинационные списки, и "Воительница-Джырыбына" Матрены Корниловой и театра "Олонхо" оказалась для меня едва ли не главным впечатлением фестиваля. По сути мы имеем внутри российской сценической палитры свою уникальную автономную форму театральности, в которой действуют свои собственные законы. Если бы то, что демонстрируется на сцене в спектакле Олонхо оказалось бы в другой постановке, с другим сценическим языком, мы бы назвали это по-плохому "тюзом" - антропоморфные движения, телесные терзания, расширенные вспученные глаза.

Подробнее...
 


Страница 1 из 71

Иван Шакуров

И.Ю. Пестряков

Афиша

“ҮС НЬҮКЭН ТҮГЭҔЭР”
Олоҥхо театра Муус устар 2829 күннэригэр киэһэ 17 чаастан Сэмэн Ермолаев – Сиэн Өкөр “Алаас...

Поиск