Кентавр

Кентавр

У меня дома одна стена оклеена репродукциями из журнала «Огонек», которые я собирал в деревенских библиотеках, где хранятся запыленные стопки журналов, перевязанные бечевкой. В летнюю жару я зачитывался в блаженной тишине и прохладе библиотек... За окном от жаркого белого солнца трепещет воздух, а я смотрю на репродукции творений великих художников Ренессанса. Я смотрю в полудреме на эту стену и вдруг начинаю во глубине сознания понимать, что это предсказание, предчувствие судьбы, жизни. Рафаэль, Боттичелли, Рембрандт, Микеланджело, Леонардо... И внизу — рука Микеланджело из Сикстинской капеллы указывала на «Троицу» Андрея Рублева.
Я думал, в каком бы порядке их не расположить, все равно — в них предсказание... Когда я об этом подумал, то вдруг поймал на себе странный взгляд Джоконды, ее всепонимающую грустно-светлую ироническую улыбку, а потом, я начал освобождаться от полудремы, которая уже стала одним из способов мыслить, которая открывает мне мои мысли-образы, и пока я переходил в обыденное состояние, выражение лица, интонация взгляда Джоконды менялось несколько раз. Охватить до подробностей это невозможно. И тогда мне подумалось, что линии ее губ, овал лица проходят по неуловимой границе еще никем не прочерченной. И загадка Джоконды заключается именно в том, что Леонардо выразил на холсте этот невыразимый трепет бытия и небытия, вибрацию духа между жизнью и смертью, сном и явью.
Кулаковский. «Сон шамана»... Жизнь это сон, но, что не сон, то не жизнь... Предсказание... Пророчес¬тво... И в то же время это программа... Это модель и концепция. Это разговор о судьбе наро¬да, прежде всего, с интеллигенцией начала ХХ века. В этой пророческой поэме выразился эгрегор ХХ века. Кулаковский — эгрегор-транслятор коллективного бессознательного. В то же время в поэ¬ме сознательно сформулирована просветительская идея, идея прогресса для народа саха — достичь уровня образованности и культуры русского народа — идея синтеза культур. Это начало двадцатого. Сегодня, как известно, на дворе начало двадцать первого века от Рождества Христова.
Двадцатый век поверил в разумную самодостаточность человеческого существа. В результате сна разума, или, скорее всего, яви родились чудовищные войны, и как следствие — катастрофа сознания. Разум, знание, накопление приводят к краху мироощущения?.. мироздания? В ХХI веке, как глас вопиющего в пустыне, жаждущей глотка воды, выстрадан дух человека, его основа, его суть. Человек Духовный, может, ты спасешь человека «Разумного»? Как у Кулаковского — спор сердца и разума...
Но где же та неуловимая грань между духом и сознанием, та граница между материальностью сознания и таинством духа?
Этот стык — это область искусства. И, видимо, по этой линии-границе проходят его пульсирующие пути-перепутья.
Шаман Кулаковского в сновидческом образе трехглавого орла Эксёкю, воспарив, садится на высокие скалы и пристально вглядывается в Восток и Запад. Да. Сегодня очевидно не только противостояние, но и взаимопроникновение, синтез культур Востока и Запада, а также, очевиден стереотип модели или концепции только западно-восточной или восточно-западной магистрали культурных и духовных процессов.
Якуты саха преклоняются в своем пантеоне богов богу коня Десегей. Воистину культурный феномен, этот конь, выпестованный человеком саха в экстремальных климатических условиях Севера, способный противостоять стихии зимы, добывающий сам себе корм, — это спасение для якута. Недаром Ысыах, религиозный, обрядовый праздник кумысопитития — праздник поклонения богу коня и природе; недаром самые древние обряды и самые красивые украшения посвящены коню. Коновязь и Конь это символы якутской культуры.
В героическом эпосе человек-богатырь немыслим без коня. Богатырь в сознании народа представляется верхом на коне. Конь его разговаривает человеческим голосом и создается образ человека-коня как единое целое, с единым устремлением спасти свой народ, спасти красоту. Сердце коня и человека бьются в унисон... Кентавр!!!
Изначально, искони судьба простого человека слита с судьбой коня. «Дорогунов — дитя человечес¬кое»...
Культура народа саха вышла на магистральную линию развития и готова впитать в себя все лучшее, что накоплено человечеством. Освободившись от груза шаблонов, штампов и обветшалых традиций, человек должен воспринять мир собственным зрением, сформированным на родной почве, в краю трескучих морозов, в условиях жестокой борьбы за жизнь. И тогда он увидит путь...
В образе кентавра сосредоточена идея спасения человека, восходящего на северный пик пирамиды духовности. С полным кубком — чороном, символизирующим все искусства и все блага культуры, соединив в нем драгоценную жизненную влагу духовных исканий Востока и Запада, кентавр несет миру Илгэ — вечную молодость и энергию зарождающейся жизни.

Вернуться назад  

Иван Шакуров

И.Ю. Пестряков

Афиша

"Саха дьахталларын мэтириэттэрэ" Бүлүү улуустарыгар айанныыр
Көрөөччү сэҥээриитин ылбыт номнуо уос номоҕо буолан кэпсэнэ сылдьарОлоҥхо театрын саҥа испэктээкилэ"Саха дьахталларын мэтириэттэрэ"Бүлүү улуустарыгар...

Поиск