Олонхо

Олонхо

Когда бабушка или дедушка качают младенца на руках, то чаще всего они не поют специальную колыбельную песню, а что-то импровизируют в духе олонхо, героем которого становится этот ребенок. Голос поющего, манера его пения входят в плоть и кровь, становятся привычными, как «баюшки-баю», а между тем это ведь программа. Я помню, как однажды после какой-то свадьбы, когда гости разошлись и мы все улеглись спать, со мной в комнате лежал подвыпивший старик весь в белом и что-то все время пел, мешал мне спать. Но вдруг я понял, что он поет обо мне. Сейчас, когда я вспоминаю об этом, мне понятно, что он спел мою жизнь, а точнее программу какую-то. Там были и Москва, и советская власть, и Ойунский, и Аммосов...
Я всегда знал, что я создам этот театр, в тоже время, я не знал каким образом, но между тем методично, планомерно, сам того не подозревая, я уже шел к нему.
Наш спектакль «Кыыс Дэбилийэ» родился как культурная потребность. Я думаю, что олонхо дол¬жно стать психотерапией, коррекцией наших мыслительных процессов. Сегодня, когда человеческое сознание расщеплено, лишено цельности и гармонии, спасением для него является ясность олонхо. Слава богу, что вопреки всему и всем, при том, что есть Гомер, есть «Илиада», есть «Одиссея», народ саха сохранил олонхо! Олонхо это спасение. Почему индийцы великий народ? Потому, что люди его говорят о героях Рамаяны и Махабхараты, как о жителях соседней деревни. Они знают их до пятьдесят пятого колена! Я думаю, если каждый якут прочтет хотя бы по три олонхо от начала до конца, мы тоже сможем сказать свое слово и оправдать общеизвестное изречение, что нет маленьких народов.

Вернуться назад  

Иван Шакуров

И.Ю. Пестряков

Афиша

"Саха дьахталларын мэтириэттэрэ" Бүлүү улуустарыгар айанныыр
Көрөөччү сэҥээриитин ылбыт номнуо уос номоҕо буолан кэпсэнэ сылдьарОлоҥхо театрын саҥа испэктээкилэ"Саха дьахталларын мэтириэттэрэ"Бүлүү улуустарыгар...

Поиск