Толерантность

Толерантность

Есть, наверно, в какой-то из вероятных реальностей идеально выраженное, сформулированное эстетически и состоявшееся явление — Саха театр, выражающий основу основ... И, наверно, в одном из параллельных миров этот театр уже существует,¬ а та реальность, в которой состоялся Саха театр в ХХ веке и продолжается сегодня в начале ХХI века, как учреждение искусства нацио¬нальный Саха театр, хотим этого или не хотим, возник как национальная труппа русского театра. И стал в последствии театром в здании кафедрального собора под куполом православной церкви. Первые драматурги-классики написали свои драмы под впечатлением и в русле эстетики русской драматургии: Островского, Гоголя, Чехова. Первые актеры учились в русской театральной школе. В свою очередь, сама русская драматургия и театральная школа определялась западноевропейским театром. В своих размышлениях о Саха театре, об истоках его я часто приходил к пониманию того, что в основе основ природы театральности лежат олонхо и шаманские мистерии. В них я открывал для себя восточный азиатский театр. И сейчас важно попытаться прорыть туннели между этими параллельными пространствами европейского и азиатского театра, чтобы добиться синтеза. Меня греет честолюбивая идея, что нашему театру повезло в этом плане как никакому другому. Мы, через свое северное мировоззрение можем соединить русско-европейский театр с восточно-азиатским.

Если Питер Брук приглашает в свои спектакли актеров — представителей различных национальностей, разных рас, то мы на якутском языке в лице одного народа саха пытаемся представить все многообразие мира. Здесь важно не только то, что мы обращаемся к драматургии разных народов: русской, немецкой, изображаем китайцев, африканцев и другие народы, важно то, что в пределах одного спектакля мы обращаемся к многообразной палитре культуры разных народов. И все это не эклектика, все это вписывается в грандиозное явление нашей культуры — древо эпоса олонхо.
...У зажиточных людей в ограде всегда есть сухое дерево, оно притягивает взгляд изумительной красотой ветвей, сохранивших свои изгибы. Вы не замечали, это дерево вызывает массу размышлений и какие-то мистические чувства? Может быть, потому, что это дерево рассказывает о былом богатстве, о жизни и смерти наших предков? Откуда тяга украшать такие деревья цветными лоскутками, трепещущими на ветру и придающими им мистическую, необыкновенную живость? Как сплетены с этим образом Ысыах... Чорон... Хомус... Олонхо... Итэгэл...

Вернуться назад  

Иван Шакуров

И.Ю. Пестряков

Афиша

"Саха дьахталларын мэтириэттэрэ" Бүлүү улуустарыгар айанныыр
Көрөөччү сэҥээриитин ылбыт номнуо уос номоҕо буолан кэпсэнэ сылдьарОлоҥхо театрын саҥа испэктээкилэ"Саха дьахталларын мэтириэттэрэ"Бүлүү улуустарыгар...

Поиск