Тетя Таня

Тетя Таня

Я любил приезжать в город к бабе Паше. В ее доме на побеленной стене висел черно-белый портрет «Таня». Позже я узнал, что Таня — это дочка бабы Паши, моя тетя, двоюродная сестра мамы. Была какая-то таинственность в этом простом карандашном рисунке, говорили, она «училась на артистку» в каком-то далеком, незнакомом, непонятном городе Ленинграде. Потом я узнал, что тетя Таня умерла с голоду в блокаду. Когда истощенные студенты погружались в товарные вагоны, она смогла только поставить свой чемодан, но самой взобраться у нее не хватило сил, а у других не было сил помочь, и она осталась на платформе.
Однажды баба Паша шла по улице Ломоносова и увидела свою дочь Таню! Она побежала навстречу, но это была Танина однокурсница в ее платье, так знакомом бабе Паше...

Подробнее...
 

Власть искусства и искусство власти

Власть искусства и искусство власти

Когда открылись врата четырехметровой высоты из побеленных, неструганных, наспех сколоченных досок, и, распахиваясь со скрипом, тяжело, открыли перед взором зрителей бездну Вселенной и холодное мерцание звезд, а вдалеке фигуру человека в очках, в шинели, люди в зрительном зале оглядываясь, почти разом, прошептали: тюрьма, тюрьма, тюрьма... Еще жило в умах, сердцах, душах это ползучее, заполняющее тошнотворным холодом мышцы, кости, а, главное, душу, чувство животного страха за себя, за близких, за всех... Я не знаю этого страха, подумалось мне, но почему же, когда открываются эти врата, и поэт, присталь¬но вглядываясь в зрительный зал, вопрошающей интонацией читает стихи, во мне незаметным толчком пробуждается беспокойство за судьбу художника, вступившего во власть. Может быть, это беспокойство о себе, и страх за себя, уже знавшего, что я так же вступлю во власть? А, может быть, это просто наступило время — 1983 год, когда надо сказать правду о трагедии духа поэта, правду о советских концлагерях, где иссохлась душа человека-поэта. Как же так? Ведь он был сыном народа, солдатом революции... Как же так?.. «Нет правды на земле, но правды нет и выше»... Но и неправды нет...

Подробнее...
 

Толерантность

Толерантность

Есть, наверно, в какой-то из вероятных реальностей идеально выраженное, сформулированное эстетически и состоявшееся явление — Саха театр, выражающий основу основ... И, наверно, в одном из параллельных миров этот театр уже существует,¬ а та реальность, в которой состоялся Саха театр в ХХ веке и продолжается сегодня в начале ХХI века, как учреждение искусства нацио¬нальный Саха театр, хотим этого или не хотим, возник как национальная труппа русского театра. И стал в последствии театром в здании кафедрального собора под куполом православной церкви. Первые драматурги-классики написали свои драмы под впечатлением и в русле эстетики русской драматургии: Островского, Гоголя, Чехова. Первые актеры учились в русской театральной школе. В свою очередь, сама русская драматургия и театральная школа определялась западноевропейским театром. В своих размышлениях о Саха театре, об истоках его я часто приходил к пониманию того, что в основе основ природы театральности лежат олонхо и шаманские мистерии. В них я открывал для себя восточный азиатский театр. И сейчас важно попытаться прорыть туннели между этими параллельными пространствами европейского и азиатского театра, чтобы добиться синтеза. Меня греет честолюбивая идея, что нашему театру повезло в этом плане как никакому другому. Мы, через свое северное мировоззрение можем соединить русско-европейский театр с восточно-азиатским.

Подробнее...
 

Олонхо

Олонхо

Когда бабушка или дедушка качают младенца на руках, то чаще всего они не поют специальную колыбельную песню, а что-то импровизируют в духе олонхо, героем которого становится этот ребенок. Голос поющего, манера его пения входят в плоть и кровь, становятся привычными, как «баюшки-баю», а между тем это ведь программа. Я помню, как однажды после какой-то свадьбы, когда гости разошлись и мы все улеглись спать, со мной в комнате лежал подвыпивший старик весь в белом и что-то все время пел, мешал мне спать. Но вдруг я понял, что он поет обо мне. Сейчас, когда я вспоминаю об этом, мне понятно, что он спел мою жизнь, а точнее программу какую-то. Там были и Москва, и советская власть, и Ойунский, и Аммосов...
Я всегда знал, что я создам этот театр, в тоже время, я не знал каким образом, но между тем методично, планомерно, сам того не подозревая, я уже шел к нему.

Подробнее...
 

Птица АГИКИ

Птица АГИКИ

Почему же АГИКиИ аббревиатура названия Арктического государственного института культуры и искусств так похожа на птицу Агугук? Потому что он мог услышать, а мог и не услышать шума крыльев. Это ориентир и направление, и путь к спасению. И институт наш, рождается, как птица лувр, которая по северной легенде создает землю из своего оперения...

Каким должен быть выпускник нашего института? Всесторонне образованным. Он должен «знать, что он знал». В этой мысли в отличие от сократовской «я знаю, только то, что я ничего не знаю», нет пессимизма и безнадежной погони за суммой знаний, которая все глубже убеждает тебя в том, что чем больше ты знаешь, тем очевиднее твое незнание... Я знал... Поэтому я спрашиваю у себя. Я читаю Сократа, чтобы вспомнить, что я знал... И тогда отзывается во мне вселенский голос и пробуждается генная память. И тогда я могу явить миру свою, необщую, идею и прозвучать своей нотой в земном бытии. За этим стоит творчество, индивидуальность культуры... Обновлением ума своего преобразуйся...

Подробнее...
 


Страница 2 из 5

Иван Шакуров

И.Ю. Пестряков

Афиша

“Өрүс бэлэхтэрэ” испэктээк премьератыгар ыҥырабыт!
Дьокуускай куорат олохтоохторо уонна ыалдьыттара!Өксөкүлээх Өлөксөй үйэлээх үтүө аатын өрө тутан кини аатын сүгэр Норуоттар...
Өксөкүлээх Өлөксөй “Ойуун түүлэ” поэматынан испэктээгэр бар дьоммутун ыҥырабыт!
Саха классик суруйааччыта Алексей Елисеевич Кулаковскай айар үлэтин 120 сылынан Олоҥхо тыйаатыра төрүттэмитэ 12 сыла...

Поиск